– Владимир Валентинович, насколько идеи ваххабизма проникли на Северный Кавказ?
– К великому сожалению, наиболее радикальные исламские учения (ваххабизм, мюридизм) уже пустили корни на территории современной России. Увы, идеологию, которая имеет свою историю и своих почитателей, очень трудно победить. К сожалению, в этом мало кто признается. Между тем вот что говорил амир Дагестанского джамаата, то есть главного органа местных ваххабитов, известный проповедник и богослов Багауддин Мухаммед в одной из своих проповедей про иноверцев: «Мы этих людей будем изгонять из нашей земли и убивать на месте, и это до тех пор, пока они не уйдут с нашей земли или же, приняв ислам, не перейдут на нашу сторону».
Теперь мы пожинаем плоды такой идеологии. Ваххабиты не щадят даже религиозных деятелей... Достаточно упомянуть о том, что погибший от рук террористов президент Чечни Кадыров носил религиозный титул «хаджи». По мнению радикальных исламских духовных авторитетов, Чечня в нынешних условиях должна использовать период президентского правления для создания шариатской республики.
Как ни странно, вред такой идеологии первым почувствовал президент так называемой Ичкерии Аслан Масхадов. При активной поддержке ичкерийских силовиков он еще в июле 1998 года расформировал в Гудермесе вооруженные формирования ваххабидов – Шариатскую гвардию, Исламский полк, а также Верховный шариатский суд, заставив лидеров этого движения заявить о лояльности правительству. Расформировать-то расформировали, но уже через год отряды мюридов штурмовали селения Дагестана, поддерживая местных ваххабитов.
То есть российские власти не смогли направить инициативу Масхадова в позитивное русло государственной национальной политики. И сейчас мало что изменилось. Ныне опальное масхадовское правительство заявило об осуждении террористической акции в Беслане. Реакция руководства России – от нулевой до враждебной. А ведь не мешало бы нынешним политическим лидерам перечитать историю Кавказской войны XIX века, ознакомиться с военно-дипломатическим опытом того периода, позволившим опереться на положительное, снять многие социально-политические, военные и религиозные противоречия и сделать Кавказ неотъемлемой территорией России.
– Значит ли это, что вы поддерживаете переговоры с Масхадовым?
– Поддерживать диалог сегодня надо со всеми силами, которые осуждают терроризм, противодействуют ему. Если у Масхадова есть идеологические расхождения с Басаевым, почему бы это не использовать российскому руководству в своих целях? Если все масхадовцы пойдут на мировую, крови в Чечне будет гораздо меньше.
– В чем, на ваш взгляд, корни исламского терроризма?
– Ислам в переводе с арабского означает «покорность». И это вероучение не поощряет насилие и терроризм, а самоубийство здесь считается тяжким грехом. Кстати, по количеству суицидов среди населения мусульманские страны считаются самыми благополучными.
Истинные мусульмане набожны, одаривают бедных, постятся, совершают паломничество к святыням... То есть их образ жизни похож на мирную жизнь людей из других религиозных конфессий – христиан, буддистов и т.п.
Но в исламе имеются учения и экстремистского толка, призывающие верующих к борьбе с иноверцами. Они по-своему, в тенденциозном духе истолковывают Коран. При этом идеология связывается с конкретными политическими целями и задачами. Так, например, ваххабитское учение, получившее свое развитие на Аравийском полуострове в XVIII веке, имело основной целью массовую политическую пропаганду за освобождение Аравии от иноземных захватчиков и объединение территорий. Аналогичные цели ваххабиты преследуют и в Чечне.
– Но если суицид – грех, как удается убедить мусульманина пойти на самоубийство?
– Существуют методики, при которых можно затуманить мировоззрение истинного правомерного мусульманина. Причем у этих технологий есть исторические корни. В I веке нашей эры, то есть задолго до появления официального ислама, в Северном Иране возникло движение ассасинов, фанатиков-смертников, поклоняющихся своему духовному вождю Хасану ибн ас-Саббаху. Для привлечения новых фанатиков он использовал гашиш. Наркотический угар, многократно увеличенный гипнотическим воздействием, помогал ас-Саббаху провести сеанс «рекламной демонстрации» райской жизни для кандидатов в смертники. А далее вождь пояснял, что такая жизнь ожидает только тех, кто погибнет по его приказу.
Современных женщин-смертниц обрабатывают психологически, а потом дают наркотические вещества, полностью лишающие шахидок воли. Кстати, представитель одной из антитеррористических структур рассказал мне, что среди шахидок в «Норд-Осте» были и те, кто носил под сердцем ребенка. Психиатры свидетельствуют, что беременные женщины особенно легко внушаемы и решительны в определенных ситуациях.