Эдуард Россель в последнее время склоняется к компромиссу со своими оппонентами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Свердловской областной Думе прекратила свое существование фракция КПРФ. Это произошло после того, как коммунист Борис Змеев покинул ее ряды, а думская комиссия утвердила его решение об уходе. Таким образом Борис Змеев выразил несогласие с позицией руководства Думы и с поддержавшими ее партийными товарищами о переводе его из бюджетного комитета в промышленный.
Члены «Единой России», контролируемые председателем областного правительства Алексеем Воробьевым, неоднократно пытались вынести этот вопрос на обсуждение Думы, но оппозиция, заинтересованная в сохранении контроля над ведущим комитетом, каждый раз голосовала против. Борис Змеев и поддерживающая его оппозиция считают, что для перевода депутата из комитета в комитет требуется его личное согласие.
Между тем лидер распавшейся фракции КПРФ Владимир Кадочников убежден, что решение фракции обязательно для ее членов, за что и поплатился своим постом. В свое время он уговорил Бориса Змеева войти в бюджетный комитет с целью помешать председателю комитета Борису Чойнзонову сохранить за собой свой пост, поскольку он вышел из доверия губернатора Эдуарда Росселя. Затея отчасти удалась: Борис Чойнзонов на заседании Думы был заменен на лояльного Владимира Терешкова (беспрецедентный случай, поскольку председателей выбирают члены комитета). Однако отставник оказался мастером интриги, парализовав работу комитета. Практически с весны комитет не функционирует по причине отсутствия кворума.
В числе «прогульщиков» называлась и фамилия Бориса Змеева. Впрочем, по словам Владимира Кадочникова, тот пропустил лишь три из восьми назначенных заседаний, то есть не очень корректно подозревать Змеева в том, что он подыгрывал оппозиции. Перевод в другой комитет, по мнению Владимира Кадочникова, был затеян с единственной целью – уйти от грязной политической возни. Сам виновник скандала, очевидно, так не считает, публично заявив о нежелании покидать бюджетный комитет, что способствовало сначала срыву заседания Думы, а потом и роспуску фракции КПРФ.
Эта интрига прекрасно укладывается в сценарий борьбы за большинство в Думе, которую ведут губернатор и его оппоненты из региональных элит. В ослаблении союзников губернатора, к коим традиционно относились коммунисты, заинтересованы оказались многие. В частности, мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий добивается от областных властей утверждения поправок в Устав города, дающих ему карт-бланш на выборах в муниципальную Думу, представители федеральных партий заинтересованы в создании в областном парламенте своих фракций, предпринимателей тревожит новая редакция устава и закона о правительстве области, в котором исполнительная ветвь власти пытается избавиться от контроля со стороны Думы.
Впрочем, в последнее время в депутатской среде все чаще говорят о возможном компромиссе между сторонниками губернатора и его оппонентами. С учетом последних решений президента РФ о назначении глав регионов местные политические элиты заинтересованы в сохранении нынешнего баланса сил и поэтому вполне могут поделить «сферы влияния»: область перестанет вмешиваться в выборы в муниципальный парламент, а город не станет препятствовать областному правительству возводить фортификационные сооружения на непредвиденный случай в свете объявленных президентских инициатив.
Екатеринбург