– Басан Басаевич, каково состояние пострадавших?
– После разгона митинга за медицинской помощью обратились 90 человек. По количеству погибших на данный момент точных сведений нет. Пока известно, что погиб 39-летний фермер Батр Бембеев из поселка Большой Старым Октябрьского района. В пятницу я ездил на его похороны. Сейчас уточняются сведения еще по двоим погибшим. Вообще информацию о гибели людей получить очень трудно. К примеру, около морга двое суток стоял вооруженный наряд милиции, который никого не допускал внутрь. А когда нам дали войти в морг, там погибших не оказалось, хотя очевидцы утверждают, что машины с трупами туда подъезжали.
Кроме того, сегодня без вести пропавшими числятся 10 человек. В больнице в тяжелом состоянии находятся пять человек, среди них Надежда Улимжанова с многочисленными переломами и с сотрясением головного мозга. При разгоне митинга милиционеры ее жестоко избили, затем им показалось, что она умерла, и «стражи порядка» пытались сбросить женщину в канализационный люк.
– А что сейчас происходит с задержанными на митинге?
– Всего было арестовано около 300 человек, их разместили в опорных пунктах города. Сейчас некоторых выпускают из-под стражи. В основном участников митинга подвергают административному аресту до 15 суток по обвинению в участии в несанкционированном митинге, налагаются штрафы. Хотя сейчас в юриспруденции нет понятия «несанкционированный митинг», все митинги проводятся по уведомлении властей. Хотя на заседаниях суда не велись протоколы, не были рассмотрены показания свидетелей и рапорты сотрудников МВД, не были выделены адвокаты, людей все равно подвергают наказанию. А председателю исполкома Чрезвычайного съезда народов Калмыкии Валерию Бадмаеву избрали мерой пресечения содержание под стражей. Ему предъявляются обвинения в распространении клеветы.
Выходящие из-под стражи обращаются в травмпункты и судмедэкспертизу. Но всем врачам, по нашим сведениям, дано указание не фиксировать какие-либо повреждения и травмы. К примеру, врач Иван Шоржиев был избит на митинге, в результате чего у него сейчас смещены шейные позвонки и возникли боли в почках. Он обратился в больницу, но в госпитализации ему отказали. Хотя Иван Дорджиевич, как специалист, говорит, что с такими повреждениями госпитализация необходима.
Находясь под стражей, задержанные писали заявления в суд и в прокуратуру. Освободившиеся также пишут заявления и жалобы, в которых излагают происшедшее с ними и требуют наказать виновных, в первую очередь прокурора республики Сергея Хлопушина и президента Кирсана Илюмжинова. Заявления будут направлены в Генпрокуратуру, Госдуму РФ и полпреду в Южном федеральном округе Дмитрию Козаку.
– Как обращались с задержанными?
– К ним отказывались вызывать «скорую помощь», не пропускают адвокатов. Нам с трудом удалось уточнить списки задержанных. Сейчас семь человек продолжают голодовку в изоляторе временного содержания горотдела МВД. Возможно, сегодня к ним присоединится кто-то из задержанных. Кроме того, вышедшие из двух опорных пунктов города рассказывают, что их избивали. Причем некоторых вывозили для этого в степь, а потом возвращали в камеры.
– Каковы дальнейшие действия вашей организации?
– Я предложил провести научно-практическую конференцию «Деятельность политических партий в Калмыкии». В конце недели мы планируем провести шествие от стадиона «Уралан» до здания городского суда в знак протеста против массового избиения граждан и беззакония. Также есть предложение провести пикет в поддержку голодающих под стражей. Во всяком случае, сдаваться мы не собираемся.