Все последнее время внимание общественности обращено к актам террора, поэтому многие экономические новости отошли на второй план. Практически никто не заметил, что на днях менеджеры алюминиевой компании «СУАЛ-Холдинг» в который раз стали в один голос объявлять о перспективах размещения IPO.
В последние два года обещания разместить публичные акции со стороны предприятия, контролируемого предпринимателем Виктором Вексельбергом, звучали регулярно, хотя впоследствии решение об этом постоянно откладывалось. И на этот раз, как передал Интерфакс, менеджеры компании объявили, что СУАЛ переносит решение по проведению IPO на 2005 год «из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры». В то же время, пишут информагентства, вице-президент компании по вопросам развития Артем Волынец сообщил, что «СУАЛ в любой момент готов выйти на международные рынки капитала», а сам Виктор Вексельберг сказал, что «мы подготовили компанию к IPO, но на сегодня считаем это решение несвоевременным».
Если так, то почему же эта тема столь резко всплыла именно сейчас и тем более была инициирована структурами г-на Вексельберга, которые, как утверждает агентство Регнум, входят в рейтинги самых закрытых для медиасообщества компаний? Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Вячеслав Жабин считает, что «громкие обещания подогревают интерес к компании». И они не случайны – по рынку уже вовсю гуляет версия о том, что СУАЛ вскоре будет продан.
Группа СУАЛ входит в десятку крупнейших мировых производителей алюминия и занимает второе место по добыче первичного алюминия в России. В активе холдинга 19 предприятий, расположенных в 9 регионах России, на которых трудятся 62 тысячи человек.
Как указывает РБК, на 95% холдинг принадлежит офшорной компании SUAL International, но точный состав акционеров никогда не раскрывался. По тем же сведениям, основная доля (95%) в нем принадлежит Виктору Вексельбергу и его партнерам, а 5% находится во владении британского инвестиционного фонда Fleming Family & Partners. Кроме того, пишет РБК, существует соглашение, согласно которому британская компания должна довести свою долю в SUAL International до 23%. На рынке не исключают, что Fleming Family & Partners будет продан весь СУАЛ, но поскольку она является инвестиционной, то в дальнейшем компания может быть перепродана и о ее конечном владельце останется только гадать. Однако аналитики полагают, что, возможно, она будет продана иностранцам. В качестве одной из наиболее вероятных версий эксперты выдвигают предположение, что покупателем может стать британская компания British Petroleum (BP), с недавних пор сотрудничающая с российской ТНК, одним из акционеров которой является компания «Ренова». В свою очередь, Виктор Вексельберг, напоминают «Новые Известия», – один из основных акционеров «Реновы».
В подтверждение этой версии может говорить недавнее решение пригласить на должность президента СУАЛа «статусного менеджера» Брайана Гилбертсона, который, отмечает РБК, славится умением диверсифицировать бизнес и является создателем объединенной австралийско-британской компании BHP Billiton. Ведь именно Fleming Family & Partners, которую связывают с BP, предложили на пост президента кандидатуру Гилбертсона, пишет агентство.
Что касается самого Вексельберга, то после случившегося с ЮКОСом в СМИ регулярно муссировались слухи о его возможном переезде в Великобританию – поближе не только к Fleming Family & Partners, но и к своему давнему партнеру по бизнесу и приятелю по студенческим временам Леонарду Блаватнику, который вместе с Вексельбергом стоял у истоков нашумевшего соглашения между British Petroleum и ТНК.
Однако более знаменит Блаватник тем, что, по данным «Комсомольской правды», недавно купил за 42 миллиона фунтов стерлингов (около 77 миллионов долларов) в Лондоне дом на Кенсингтон Пэлэс-гарденс, известном как «Бульвар миллиардеров». А по данным лондонской «Sunday Times», соседом Блаватника скоро может стать и сам Виктор Вексельберг.
Другой вопрос, что станет с работниками предприятий СУАЛа, положение которых и так оставляет желать лучшего. В Ленинградской области, например, пишет газета «Время новостей», средний заработок в черной металлургии составил в первом полугодии нынешнего года 6721 руб., в цветной – 7659 руб., что соответственно на 19,6 и 8,3% ниже уровня заработка в целом по промышленности области. Это можно рассматривать как прямой вопрос к Виктору Вексельбергу, ведь именно СУАЛу принадлежат предприятия цветной металлургии «Волховский алюминий» и «Пикалевский глинозем», расположенные в Ленинградской области. Недавно предприниматель заключил с главой Ленобласти соглашение о социальном партнерстве, в котором обещал обеспечить своим наемным работникам достойный уровень жизни, напоминает «Время новостей». Озаботятся ли новые владельцы СУАЛа выполнением обещаний своего предшественника, сказать трудно.
Можно долго теоретизировать о последствиях для страны передачи контроля за стратегическими предприятиями в руки иностранцев. Можно говорить о национальной безопасности, тем более что после известных событий вопрос о всех ее составляющих (в том числе экономической) получил особую актуальность.
Но главное даже не в этом. Россия долго считала иностранные инвестиции панацеей от всех своих экономических бед. Но сказки о богатой жизни для рабочих после прихода иностранцев на наши предприятия в большинстве случаев если и обернулись повышением заработной платы, то только за счет массовых сокращений штата. А куда, например, деваться в случае увольнения людям в городе Шелехов Иркутской области или поселке Надвоицы в Карелии, где находятся принадлежащие СУАЛу градообразующие предприятия? И не обернется ли все это в конце концов ростом социальной напряженности в регионах, которая будет обращена не против иностранных владельцев (с них спрос невелик), а против власти?