Демонстративно пренебрегая тем, что за их головы назначена огромная награда, руководители чеченских боевиков снова наносят удары – там, где хотят, и тогда, когда хотят, действуют дерзко и неожиданно для федеральных сил. Начальник охраны Аслана Масхадова Ахмед Авдарханов во главе отряда из 50 человек захватил село Аллерой, а затем обстрелял контрольно-пропускной пункт, где кроме прикомандированных милиционеров из Хакасиии дежурили спецназовцы МВД Чечни.
Все это – в разгар очередной кампанейщины спецслужб. «Все силы» уже в который раз брошены на поимку лидеров бандформирований Шамиля Басаева и Аслана Масхадова. За информацию о местонахождении первого Федеральная служба безопасности (ФСБ) еще 9 сентября объявила премию в 300 млн. руб. (больше 10 млн. долл.), и представитель регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майор Илья Шабалкин не устает в эти дни напоминать, что спецслужбы слово сдержат – мол, как только, так сразу.
Как обмолвился «НГ» один из офицеров из Объединенной группировки войск (ОГВ) на Северном Кавказе, которого отозвали из отпуска на операцию по нейтрализации упомянутых главарей, «размах ловли и шум вокруг нее такой, как будто после поимки или уничтожения обоих мерзавцев в России будет объявлено об окончательной и бесповоротной победе над терроризмом и учрежден очередной национальный праздник, нечто вроде второго Дня Победы. Ну, если не во всей России, то в Чечне – точно».
Сказано с явной долей цинизма, но суть вещей так или иначе отражает.
«Только сотрудников чеченского МВД привлечено на эти мероприятия более 1000 человек», – привел цифры заместитель министра внутренних дел Чеченской Республики полковник Султан Сатуев. Они разделены на мобильные группы, которые занимаются сбором оперативной информации и находятся в постоянной готовности к захвату или уничтожению Басаева и Масхадова. По мнению командира элитного чеченского батальона особого назначения «Восток» (что-то вроде фээсбэшных «Альфы» или «Вымпела») Сулима Ямадаева, «избранная нами тактика не позволит Басаеву ни днем, ни ночью чувствовать себя спокойно, мы будем идти по его следу постоянно, наступая на его единственную пятку, пока не настигнем и не вздернем его на первом же фонарном столбе».
В 1999-м после нападения на Дагестан за голову Басаева предлагали 2,5 млн. долл. 1 декабря 2003 г. в Чечне сулили уже 5 млн. ФСБ еще увеличила эту ставку – вдвое. Но никто не бежит сдавать «кровавого убийцу сотен ни в чем не повинных людей». Рупор РОШа генерал Шабалкин сообщает лишь, что «в последние дни в органы ФСБ России уже поступило несколько сообщений о местах, в которых, как показалось заявителям, замечено лицо, похожее на Басаева», и что «принимаются меры для перепроверки этих сведений».
Может быть, оценить голову этого головореза в 100 млн.?
«Да хоть в миллиард! – эмоционально отреагировал на эту инициативу источник «НГ» в одной из силовых структур. – Ни одна наша операция по подкупу людей из окружения Басаева и других одиозных лидеров чеченских боевиков с целью их нейтрализации не была успешной. Басаева может сдать только чеченец. Но ни один чеченец не возьмет хоть десять миллионов, хоть пять миллиардов по той простой причине, что утаить его имя будет практически невозможно, а что будет потом с ним и со всем его родом, думаю, каждый догадывается. Упреждающей информации мы как не имели, так и не имеем. А без нее мы будем ловить Басаева еще лет десять».
Комендант пограничной комендатуры «Шарой» майор Александр Солодняков во время недавнего пребывания корреспондента «НГ» на одном из участков Аргунского погранотряда сказал: «Да, местные чеченцы предоставляют нам определенную информацию. Но cведения, которые нам необходимы, а именно упреждающего свойства, они всегда утаивают».
Любопытно, что 21 сентября в бессилии ФСБ получать упреждающую информацию в Чечне, по сути, признался и сам директор этого ведомства Николай Патрушев. Он сказал (Интерфаксу), что в настоящее время «совершенствование работы по получению упреждающей информации» – это самая первая задача ФСБ и МВД. А несколькими днями ранее он же на закрытом заседании Совета Федерации призывал сенаторов преодолеть негативный образ института негласного сотрудничества, снять с него репутацию стукачества, наушничества, который сложился в последние десятилетия.
В то же время сам Басаев, по мнению полковника из силовой структуры, с которым удалось поговорить корреспонденту «НГ», «явно и четко работает на упреждение. По всем признакам действует хорошо отлаженная чеченская информационная сеть, благодаря которой Басаев и Масхадов загодя узнают о замышляемом против них спецслужбами».
Одновременно другой не менее опытный аналитик рассказал «НГ», что в проходящем ныне, как он выразился, «новом шоу» по поимке Басаева все же просматриваются контуры некой комбинации. «Но скорее она политического свойства», – заметил собеседник. Он предположил, что «после Беслана кто-то конкретный, скорее всего на Западе, решил, что на Басаеве пора-таки ставить точку. Этот кто-то дал понять Москве, сколько это будет стоить «технически». Деньги же не будут переданы, как наивно полагают некоторые, какому-то пастуху-информатору, который укажет на какого-нибудь хромоногого, в котором опознают Басаева и, наконец, нейтрализуют его. Нет, эти миллионы будут переведены на чей-то счет, скажем, в швейцарском банке. Если я прав, – подытожил источник, – и все это так или примерно так, то Басаева вскоре действительно повяжут».
Так все это или иначе, но пока неуловимость Басаева и шумиха вокруг «все новых» крупномасштабных операций по его поимке играет только на укрепление имиджа этого «российского бен Ладена». И даже после Беслана заметного «отворачивания» от Басаева десятков и сотен боевиков и их мелких лидеров явного раскола среди бандитов не наблюдается. Иначе они давно бы уже сами сдали и Басаева, и Масхадова.