В то время как принимался вызвавший в обществе бурю эмоций закон об отмене льгот, ветераны и пенсионеры целого ряда металлургических предприятий страны получили приличную доплату к пенсиям, причем безо всякого участия народных избранников. По данным компании РУСАЛ, с 1 августа работники девяти ее предприятий будут ежемесячно получать прибавку к пенсии: отработавшие менее 5 лет – 100 рублей, при стаже от 5 до 10 лет – 150 рублей, свыше 10 лет – 200 рублей. Кроме того, дважды в год пенсионерам будет выплачиваться материальная помощь общим размером 1200 рублей.
Самый активный отклик, пожалуй, эта новость вызвала в городе Новокузнецке Кемеровской области, где находится одно из ключевых предприятий РУСАЛа – Новокузнецкий алюминиевый завод (НкАЗ). Цифра в 9 млн. рублей, заложенная на поддержку ветеранов-заводчан в 2005 году, для горожан стала очередным свидетельством того, что НкАЗ реально встает на ноги после правления градообразующим предприятием братьями Живило. Те известные времена в Новокузнецке вспоминают неохотно – некогда успешный завод оказался в самом незавидном состоянии, а социальную обстановку в городе никак нельзя было назвать благополучной.
Как писала «Российская газета», к началу 2000 года, в период управления предприятием братьями Живило, его долги достигли громадных размеров – полутора миллиардов рублей, существенную долю которых завод задолжал энергетикам. Кроме того, сообщала газета, заводской долг был увеличен за счет полумиллиардного кредита, взятого у Сбербанка. Деньги, по тем же данным, были направлены на покупку векселей, а впоследствии выведены из предприятия – должником же оставался НкАЗ. Ряд СМИ писали также, что Живило всячески стремились уйти от уплаты налогов, переводя прибыль в офшорные зоны. Кроме того, напоминают эксперты, договора на реализацию алюминия были напрямую ориентированы на покупателя, а не поставщика, что ущемляло интересы не только завода и его кредиторов, но и государства.
Такое управление заводом-гигантом не могло не тревожить городские и областные власти.
«В январе–феврале 2000-го ситуация настолько усугубилась, что завод был практически на грани остановки, – вспоминает первый заместитель главы Новокузнецка Владимир Роккель. – Запасов глинозема, а это основное сырье, хватало на два-три дня работы, и это было постоянной практикой. Проблема стояла настолько остро, что шла речь об использовании госрезерва, поскольку из-за безостановочного характера производства отсутствие сырья могло привести к полной остановке завода. В итоге ситуация разрешилась, когда в марте 2000 года в соответствии с иском компании «Кузбассэнерго» Кемеровский областной арбитражный суд ввел на НкАЗе внешнее управление».
Доведя НкАЗ и другие подконтрольные предприятия до процедуры банкротства (специалисты считают это немыслимым, поскольку алюминиевая отрасль – одна из самых успешных в стране) хозяева «МИКОМа», как известно, бежали из России, оставив разоренное производство. Пришедшему на завод арбитражному управляющему пришлось предпринимать экстренные меры для поддержания завода на плаву. «Тогда мы едва не потеряли один из самых стабильных источников пополнения областной казны, – говорит заместитель губернатора области Александр Копытов. – Ситуацию спасло то, что на предприятие в итоге пришел настоящий хозяин, настоящий собственник. Как только к управлению приступил «Русский алюминий», объемы производства на НкАЗе стали расти. Уже в 2000 году объем производства товарной продукции вырос вдвое. И самое главное – грамотная и взвешенная политика нового руководства помогла заводу заключить мировое соглашение с кредиторами».
С приходом на завод компании РУСАЛ у предприятия появились реальные возможности возобновить платежеспособность. После выхода НкАЗа из процедуры банкротства была ликвидирована главная проблема – неплатежи за электроэнергию. Кроме того, НкАЗ стал первым предприятием в Кузбассе и алюминиевой отрасли, которое провело аудит по энергосбережению. Экспертами московского ФГУ «Энергоэффективность» был проведен анализ энергопотребления, потерь в сетях, учета энергоресурсов, в результате чего предприятие получило энергетический паспорт. Неудивительно, что такой подход к делу получил со стороны кемеровских энергетиков однозначную оценку. «После прихода на НкАЗ компании РУСАЛ удалось решить все проблемы с большой задолженностью и неплатежами, – сообщала пресса. – Сейчас энергетики и металлурги поддерживают деловые отношения, конструктивно решая все возникающие вопросы».
Еще одним свидетельством финансового оздоровления завода стал рост инвестиций в развитие производства – с 2,5 млн. рублей в 2000 году до 9 млн. в 2003-м. В текущем же году объем средств, выделяемых РУСАЛом на техническое перевооружение НкАЗа, вырос до 12 млн. рублей. Основными направлениями заводской инвестиционной программы сегодня являются модернизация литейного производства, решение экологических проблем, обновление оборудования. Выполнение инвестиционной программы позволит решить одну из главных задач – увеличение выпуска поршневых сплавов, приоритет в котором остается за НкАЗом.
Кроме того, новому руководству НкАЗа за короткий срок удалось решить еще одну крайне важную проблему – сегодня НкАЗ не имеет долгов перед бюджетом, что сразу сняло с областных властей существенную головную боль, поскольку металлургия является одним из главных источников дохода региональной казны. По данным компании, уже в 2000 году НкАЗ в два раза – до 122 млн. рублей – увеличил налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, в 2001-м отчисления составили уже 203 млн. рублей. При управлении заводом МИКОМом в бюджет отчислялись несравнимо меньшие суммы.
Впрочем, сегодня заводчан мало беспокоит судьба бывших «хозяев Кузбасса», скрывающихся от правосудия за границей. Новокузнецкому алюминиевому удалось уверенно ступить на новый виток развития. Сегодня НкАЗ – это завод, на котором престижно работать. При средней зарплате в 11 тысяч рублей (в целом по Кузбассу зарплата значительно меньше) алюминщикам есть чем дорожить. Дополнительная же поддержка пенсионеров и ветеранов производства только прибавляет заводчанам уверенности в завтрашнем дне.