Генералу Квашнину переход к гражданской службе дается не без проблем.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Новый сибирский полпред Анатолий Квашнин свою первую рабочую неделю скромно и по-деловому. За это время экс-глава Генштаба успел познакомиться с несколькими губернаторами и посетить Байкальский экономический форум в Иркутске.
В Новосибирске новый полпред живет на так называемых «Обкомовских дачах». Это загородный тщательно охраняемый комплекс дач и резиденций для приемов в живописном пригородном Заельцовском бору. В одном из расположенных здесь двухэтажных коттеджей четыре года прожил Леонид Драчевский. Теперь в этом же домике поселился новый полпред.
Анатолий Квашнин уже сообщил окружению, что привезет в Новосибирск свою супругу. В Москве она работает в одном из крупных банков и, судя по всему, продолжит работу по профилю и в Сибири. А вот про двоих сыновей Квашнина известно только, опять же со слов полпреда, что они профессионально занимаются автоспортом. В Сибирь переезжать они не собираются.
А в Иркутске на собрании руководителей местных управлений федеральных структур Квашнин после короткого рассказа о себе перешел к рассказу о том, как он любит своих внуков. Собравшиеся услышали: «Внуки – это ведь совсем не то, что дети. Воспитанием детей обычно мало занимаешься, так как человек еще сам занятой, в самом расцвете сил и активности. Так что дети – это оторванный ломоть. А вот внукам уделяешь уже всего себя. Так что получается, что настоящие дети – это внуки». Впрочем, внуки полпреда тоже останутся в Москве.
Новому «хозяину тайги» предстоит впитать тонны информации, а времени для этого мало. Этим объясняют повышенную любознательность полпреда. Все проведенные им встречи, будь то встречи с силовиками или губернаторами, вместо запланированного часа длятся три. По свидетельству очевидцев, Квашнин подробно расспрашивает о каждом нюансе.
Ярко эта манера проявилась, когда Квашнин вместе со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, министром связи Леонидом Рейманом и иркутским губернатором Борисом Говориным осматривал выставку на Байкальском форуме. У каждого стенда коллеги Квашнина довольствовались кратким рассказом директора и шли дальше. Однако не было ни одного стенда, около которого Квашнин бы не задержался. Он задавал руководителю хотя бы один уточняющий вопрос, а то и несколько. Губернатору Говорину даже приходилось возвращаться за ним.
Вообще присутствующие на форуме отметили, что большую часть своего времени и внимания Говорин уделил Квашнину, а не Миронову, который, говорят, изрядно обиделся.
Все обратили внимание на какую-то основательность движений полпреда и неторопливость в подборе слов. Но если у кого-то и сложилось впечатление, что он «медленно запрягает», то в том, что Квашнин может «быстро ехать», никто не сомневается. Уже в Иркутске он устроил несколько разносов, например за то, что мост через Ангару плохо охраняется. По свидетельству присутствовавших, не обошлось и без крепких словечек, что контрастировало с успевшим сложиться образом. Многие отмечают, что держится полпред со всеми без панибратства, избегая и начальственного тона. Зато быстро переходит на «ты», что, по-видимому, выдает в нем военного человека – в боевой обстановке особо не «повыкаешь». Чиновников, привыкших к дипломатичному, «светскому» Драчевскому, это смущает.
Квашнин произвел впечатление человека работоспособного и выносливого – прилетев вечером 13 сентября в Новосибирск, он уже на следующее утро вылетел в Иркутск. Полпред весьма неприхотлив. Правда, по Новосибирску его возят на «Мерседесе» с федеральным номером из парка администрации президента, но так же возили и Драчевского – порядок такой. А все три дня на Байкальском форуме Квашнин проходил в одном и том же сером костюме и ботинках полувоенного образца. Заметили чиновники и нелюбовь полпреда к торжественным банкетам – со всех застолий Квашнин уходит не позднее получаса после начала.
16 сентября на итоговой пресс-конференции в Иркутске свои функции полпред определил как «обеспечение общей жесткой системы взаимодействия федерального Центра и регионов Сибири, государства и общества». При этом, по словам Квашнина, «в функции полпреда не входит силовое давление на какие-либо структуры». «Претворение в жизнь решений главы государства, правительства – в этом заключается роль полпреда и его аппарата», – сказал он.
Прессы, не только центральной, но и местной, новый полпред не избегает. В иркутском аэропорту, например, был случай, когда Квашнин сам направился к телекамерам и начал отвечать на вопросы журналистов, хотя это и не было запланировано. Любопытно, что в кулуарах Квашнин сетовал, что пока что общаться с журналистами ему трудно. «Не на всякий вопрос можно ответить откровенно, а врать не хочу», – пожаловался Квашнин своим помощникам.
Наверное, в духе этого правила был ответ Квашнина на вопрос, прислали ли его в Сибирь, чтобы усилить «борьбу с терроризмом». «Я Генштабом 7 лет руководил, хотя по правилам можно только 2 года, максимум 2 плюс 2».
В ближайших планах Квашнина – знакомство с территориями и региональными властями. Помимо упомянутой «планерки» с иркутскими федералами Квашнин успел пообщаться с федеральными инспекторами, собранными в Новосибирск, и новосибирским губернатором Виктором Толоконским. А вот глава Алтая Михаил Евдокимов сам приехал на прием к Квашнину. Беспокойство экс-юмориста понятно: приближается зима, а край к отопительному сезону готов плохо – администрация занялась завозом угля из Кузбасса с опозданием. К тому же сейчас администрация Алтайского края переживает скандал вокруг замгубернатора Леонида Баклицкого. Расположенное в Новосибирске управление Генпрокуратуры по Сибирскому округу через краевой суд требует отстранения Баклицкого от работы – против него возбуждено несколько уголовных дел по обвинению в коррупции. Между тем Баклицкий, раньше работавший в Краснодарском крае, постоянно говорит о своих хороших отношениях с новым полпредом.
Предстоит новому полпреду заниматься конфликтом и в Республике Алтай – там управление Генпрокуратуры добивается отстранения уже самого главы региона Михаила Лапшина, обвиняемого в плохой работе по ликвидации последствий прошлогоднего землетрясения. По информации «НГ», сейчас Лапшин добивается аудиенции у Квашнина.
Очень волнующий полпредство, но пока неясный вопрос – команда Квашнина. В Новосибирск он прилетел один, без помощников. Наведя о нем справки, сотрудники полпредства выяснили, что в Москве Квашнин считается «одиночкой», «некомандным» человеком. Да и сам Квашнин уже заявил, что устраивать «кадровых революций», по крайней мере в ближайшее время, не собирается. Чиновников это несколько успокоило.
Новосибирск