– Валерий Павлович, какие инвестиционные проекты, связанные со строительством и развитием портовых комплексов, предприятий судостроения, развиваются во вверенном вам регионе?
– Ключевыми являются развитие терминалов на Балтике, создание в области мощных российских портовых комплексов, интеграция Балтийской трубопроводной системы, компании «Усть-Луга» с судостроительными предприятиями для строительства флота, современных танкеров и ледоколов. Сейчас наш регион развивает крупнейшие в истории современной России проекты, связанные с работой портов в Приморске и Высоцке. Первый, ориентированный на перекачку сырой нефти, к концу года станет мощнейшим в России, второй обеспечивает отправку нефтепродуктов за рубеж и также имеет стратегическое значение.
К концу 2005 года – этот срок согласован с Минтрансом России – должна заработать железнодорожно-паромная переправа Усть-Луга – Балтийск – порты Германии. Таким образом, Калининградская область будет иметь прямое водное сообщение с российским регионом, перестанут возникать проблемы с транзитными документами при пересечении государственной границы с Прибалтикой.
– Как реализуется в области транспортная стратегия страны, включающая в себя проекты развития автомобильного, железнодорожного, морского, речного, трубопроводного транспорта?
– В регионе в дополнение к федеральной разработана и выполняется областная программа совершенствования транспортной инфраструктуры. Ленинградская область провела большую работу на федеральных трассах по выводу большегрузного транспорта за пределы районных центров. Машины минуют исторические части Выборга и города Тосно, Лодейное Поле, сейчас строится окружная дорога в Луге. Одновременно мы создаем условия для развития автомобильного транспорта – появляются новые сервисные центры и зоны отдыха, особое внимание уделяется приграничным территориям. Ленинградская область активно в этом направлении сотрудничает с Карелией – мы сообща развиваем сеть дорог, есть перспективы в совершенствовании сети водного транспорта. Грузооборот на всех направлениях, проходящих через Ленинградскую область, вырос в 2003 году в среднем на 20%, и динамика продолжается. У нас стали довольно конструктивные отношения с железной дорогой, активно модернизируются участки, требующие электрификации, особенно на ветках, ведущих в порты.
В регионе готовится к началу реализации проект Северо-Европейского газопровода, который предусматривает миллиардные инвестиции. Отдача будет как в виде налогов, так и газификации населенных пунктов. Уже подписаны конкретные документы, в которых обозначены общие принципы взаимодействия с ОАО «РЖД», «Газпромом», РАО «ЕЭС России», другими компаниями.
– Известно, что инвестиционный климат в Ленинградской области значительно более благоприятен, чем, например, в Санкт-Петербурге. Существует ли в вашем регионе особый механизм привлечения инвестиционных средств?
– В Ленинградской области очень выгодное для бизнесменов налоговое законодательство, мы создали мягкий налоговый климат, и, что очень важно, у нас есть стабильность. Мы не меняем правила игры. Закон об инвестиционной деятельности работает четко и без сбоев, сведена до минимума чиновничья волокита, которой так боятся бизнесмены. Открытость, гибкость в отношениях и абсолютная честность делают Ленинградскую область привлекательной для инвесторов и позволяют увеличивать их число, что очень важно – нельзя зависеть от какой-то одной, пусть и крупной, компании. Скажем, российская компания построила завод по выпуску алюминиевых банок, подобное производство планирует создать и американская фирма. Такая динамика хорошо отражается на экономике. Опыт взаимоотношений с инвесторами показывает, что они не уходят из нашего региона, потому что видят результаты своего труда, следовательно, могут вложить деньги в дальнейшее развитие производства.
Без привлечения инвестиций невозможно развитие экономики. По объему инвестиций Ленинградская область является лидером среди российских регионов. В прошлом году этот объем составил 50 млрд. руб., причем это только прямые вложения, без учета взятых предприятиями кредитов. В нынешнем году суммы капиталовложений будут не меньше. По итогам 2003 года валовой региональный продукт достиг 122 млрд. руб. Рост объемов производства у нас был зафиксирован в семи из 10 основных отраслей промышленности.
Объем переработки грузов с 1999 по 2003 год вырос в 7,7 раза. Главным успехом последнего времени можно назвать приход в нашу область не только западного, но и российского бизнеса. Более 60% инвестиций в область было произведено российскими компаниями. Отмечу также, что в стройиндустрии почти 100% инвестиций – российские.
Санкт-Петербург