Контртеррористический митинг в столице Чукотки Анадыре прошел так же «стихийно» и организованно, как и в других регионах России.
Фото Евгения Рожкова
Митинги протеста против терроризма, проходящие в эти дни во всех регионах России, вызывают двойственные чувства. С одной стороны, трудно и странно было бы сомневаться в искренности людей, говорящих о своей боли и тревоге. Многие жители в Петербурге, например, в знак памяти и скорби выставили на своих окнах зажженные свечи, а на митинге, который проходил на Дворцовой площади, плакали даже мужчины, особенно когда на двух больших экранах транслировали свежую хронику из Беслана.
Но, с другой стороны, складывается впечатление, что местные власти как раз не были уверены, что «народ соберется» по этому трагическому поводу, потому и действовали своими традиционными организационно-массовыми методами. При этом собственно власти постарались – совершенно непонятно, почему, – остаться в стороне, дистанцироваться от этих митингов и манифестаций. Формальными организаторами и инициаторами во многих случаях стали молодежные организации.
В Петербурге на Дворцовую площадь пришли, по разным сведениям, от 40 до 45 тысяч человек. А если бы в арке Главного штаба милиция не устроила давку, то на площадь попало бы еще больше народу. По крайней мере организаторы митинга прогнозировали участие в митинге не менее 50 тысяч петербуржцев и гостей города. Кстати, первыми в Смольный с инициативой организовать митинг против террора обратились представители молодежных организаций города. Почти одновременно с аналогичным призывом обратились к городским властям полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов и Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Основную массу митингующих составили студенты, которых специально для участия в этой акции отпустили с занятий. До этого студенты разных вузов всю ночь мастерили плакаты: «Нет террору!», «Беслан, мы с тобой!», «При чем здесь дети?», «Нас не запугаешь» и другие.
По данным ГУВД Петербурга и Ленинградской области, безопасность на митинге обеспечивали около двух тысяч сотрудников милиции, возрожденные народные дружины и сотрудники частных охранных предприятий. До начала митинга были обследованы все чердаки и подвалы в прилегающих к Дворцовой площади зданиях.
Митинг начался с трансляции записи телевизионного выступления президента РФ Владимира Путина. Затем в режиме видеосвязи прозвучало обращение к горожанам губернатора Валентины Матвиенко, находившейся в тот день в Беслане.
«Понятно, что в Россию пришла война, которую объявил международный терроризм», – сказал полпред Илья Клебанов. Выступившие на митинге режиссер Алексей Герман и бард Александр Розенбаум были солидарны во мнении, что мерой наказания для террористов, напавших на детей, должен быть расстрел. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир призвал к единству и преодолению разобщенности и розни, что даст российскому народу силы отразить нападение международных террористов.
В Ростове вчера по обе стороны главной улицы – Большой Садовой – на несколько километров протянулась живая цепь. Более 10 тысяч ростовчан, взявшись за руки, минутой молчания почтили память погибших в Беслане. Инициатором акции выступил городской комитет по молодежной политике. Как сказал корреспонденту «НГ» председатель комитета Василий Лукьянов, такую форму акции они выбрали, поскольку ни одна площадь города не могла бы вместить всех желающих прийти на митинг.
По словам Василия Лукьянова, чтобы избежать «чрезмерной массовости» и беспорядка, решено было ограничить число ее участников. Так же четко было оговорено, какой отрезок улицы займут студенты того или иного вуза, учащиеся лицеев.
Безопасность участникам акции обеспечивали около тысячи милиционеров. По словам сотрудника пресс-службы Управления общественной безопасности областного ГУВД Дениса Якушева, с учетом последних событий донская милиция сегодня работает в усиленном режиме, практически все отпускники вынуждены были прервать свой отдых. Как сказали корреспонденту «НГ» в пресс-службе ростовского губернатора, акции под лозунгом «Россия против террора» прошли по всему Дону.
Митинг, прошедший в Ярославле, как сообщили корреспонденту «НГ» в Кировской районной администрации города, был стихийным. О нем якобы ничего не знали работники милиции. В организации митинга, по официальной информации, не участвовали ни политические партии, ни общественные организации. В частности, ни областной союз студентов, ни даже профкомы вузов были не в курсе предстоящей акции. Тем не менее, как сообщили «НГ» источники в мэрии, стихийный митинг, посвященный памяти жертв теракта в Беслане, организован студентами ярославских вузов. Студенты вышли на Богоявленскую площадь в центре города, развернули плакаты и зажгли свечи. Затем прошли по центральной улице города и у Знаменской башни положили цветы и поставили свечи.
Работники ярославского радиозавода вместо митингов решили поддержать пострадавших от захвата заложников материально. В понедельник они собрали и перечислили на банковский счет в Беслане более 30 тыс. руб. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Сергей Якушев. Многие ярославцы самостоятельно перечислили средства на счета помощи пострадавшим от теракта в Беслане либо намерены это сделать в ближайшее время. По словам руководителя расчетно-кассового центра управления Центробанка по Ярославской области Константина Тукеева, «в управление поступило море звонков с целью уточнить номера счетов».
Ростов-на-Дону, Ярославль, Санкт-Петербург