Губернатор Лисицын заверяет, что ему не стыдно смотреть в глаза ярославцам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын не согласен с предъявленным ему обвинением в превышении должностных полномочий. «С выводами следствия я абсолютно не согласен, считаю обвинение необоснованным и все происходящее каким-то странным недоразумением, – заявил он журналистам. – Я не совершал противоправных поступков, мне не стыдно смотреть в глаза ярославцам. Я думаю, мне хватит воли и силы характера, чтобы пережить эти времена».
Обвинение губернатору предъявлено по ст. 286 ч. 3 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). По мнению следователей Генеральной прокуратуры РФ, губернатор «допустил ряд нарушений при предоставлении кредитов, субвенций и государственных гарантий ряду организаций, чем нанес бюджету области ущерб в размере более 1,5 млрд. руб.». С Анатолия Лисицына взята подписка о невыезде.
– Такое обвинение можно предъявить любому губернатору любой российской территории, любому высокому чиновнику, потому что здесь перечисляются социальные проблемы, которые касаются любого региона, – заявил Анатолий Лисицын.
Адвокат губернатора Владимир Носков сообщил, что готовится жалоба в Генпрокуратуру РФ, в которой обвинение будет опротестовано. Защитник называет обвинение «надуманным» и полагает, что оно «не имеет судебной перспективы и скорее всего будет отменено».
Бригада Генпрокуратуры работает в Ярославле с июня. По мнению составителя обвинения – старшего следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РФ Александра Галахова, – превышение должностных полномочий губернатором усматривается в следующих фактах. В апреле 2001 года Анатолий Лисицын подписал принятый областной Думой Закон «О стимулировании экономического развития в Ярославской области», хотя, по мнению следствия, он должен был использовать свое право на вето и отклонить данный нормативный акт.
Согласно этому закону, компания может получить из бюджета субвенцию, если не имеет долгов по налогам и превысила «расчетный объем прибыли». В виде субвенции налогоплательщики могут вернуть 80% «переплаты» по региональной части налога (18% из 24-процентной ставки). Таким же образом область возвращает компаниям 90% от «переплаченного» в местный бюджет налога на имущество, 60% – акциза на нефтепродукты, 67,5% – подоходного налога и 75% – единого налога в рамках упрощенной системы налогообложения. В результате бюджеты области и ее муниципальных образований получили дополнительный доход в размере более 500 млн. руб.
Федеральные власти не скрывали своего недовольства этим законом. Анатолий Лисицын заявил, что «у него не было оснований использовать право вето». «Закон был рассмотрен и принят областной Думой, на него имелись положительные заключения Министерства юстиции, Министерства по налогам и сборам, прокуратуры области и контрольно-счетной палаты, – сказал губернатор. – Закон не был опротестован прокуратурой, что происходит автоматически, если новый нормативный акт противоречит российскому законодательству. Закон находится в федеральном реестре нормативных актов Минюста РФ, что подтверждает еще раз факт его соответствия российскому законодательству».
Кроме того, по словам Анатолия Лисицына, ему вменяют в вину, что администрация региона погасила долг перед ОАО «Ярхимпромстрой» за выполненные работы в областном госпредприятии. Ярославский «Белый дом» выплатил за ОАО «Ярхимпромстрой» банку выданный строительному тресту кредит в размере 20 млн. руб. Однако эти средства вернулись в казну от другого предприятия, которое расплатилось за ОАО «Ярхимпромстрой». В администрации области считают эту схему расчетов законной.
Третье обвинение касается предоставления администрацией беспроцентных кредитов из областного бюджета ряду предприятий и федеральных структур. «Медицинской академии, – пояснил, в частности, губернатор, – администрация выделила кредит на выплату зарплаты трудовому коллективу при задержке перечисления средств из федерального бюджета. Вуз вернул деньги через месяц».
Также губернатор обвиняется в слабом исполнении Закона «О ветеранах» в части финансирования льгот по лекарственному обеспечению. В 2002 году эта статья была профинансирована на 24%, а в 2003 году на 18%. Лисицын заявил, что часть средств на эту статью должна выделяться из федерального бюджета. Однако в 2002 году Федерация не полностью выделила необходимые суммы.
Местные наблюдатели полагают, что обвинение губернатору готовилось в явной спешке. Закон «О ветеранах» не исполнялся в полном объеме в последние годы по всей России. Не исключено, что на примере Лисицына пытаются «вразумить» и других губернаторов. Несколько месяцев назад Лисицын жестко критиковал закон о монетизации льгот, за что, по мнению наблюдателей, и получил ответный удар из Центра.
═
Ярославль