Появление этой доски на фасаде здания Пермского ГУВД вызвало неоднозначную реакцию местных жителей.
Фото автора
Многие пермяки были немало удивлены, обнаружив недавно над главным входом в здание ГУВД Пермской области (известном в народе как «башня смерти») весьма символичную памятную доску. В тексте, выгравированном на доске, сообщалось, что 10 октября 1938 года было образовано Управление НКВД Пермской области. Главным инициатором появления доски стал начальник областной милиции генерал Юрий Горлов, недавно приехавший на Западный Урал из Магадана.
Ряд пермских общественных деятелей не на шутку возмутились столь наглядным историческим напоминанием. К примеру, известный пермский художник и скульптор, бывший политзаключенный и автор памятников жертвам репрессий Рудольф Веденеев и сотрудник программы «Память о бесправии» общественного Центра имени Андрея Сахарова Галина Атмашкина обратились с открытым письмом к Юрию Горлову, а также к и.о. губернатора области Олегу Чиркунову. В нем они провели параллель между упомянутой надписью и знаменитым дантовским «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
«Кому и о чем напоминает эта доска? – вопрошают в своем письме Веденеев и Атмашкина. – О том, что 1938 год может повториться? Или о том, что вы признаете себя наследниками этой организации, берете на себя ответственность за все ею содеянное?»
Сегодня на территории Пермской области существует 20 памятников жертвам репрессий – в основном на местах массовых расстрелов 1930-х годов. По мнению Рудольфа Веденеева и Галины Атмашкиной, в то время НКВД сам приводил в исполнение приговоры так называемой «тройки». В результате под катком массовых репрессий погибли и тысячи работников НКВД. «Над их памятью, так же как и над памятью других жертв, реабилитированных указами президента РФ, эта доска глумится», – считают авторы письма.
Рудольф Веденеев и Галина Атмашкина выразили недоумение, почему милиция, занимающаяся установлением законности и правопорядка, вдруг решила вести свою летопись от организации, которая имела совершенно другие функции – репрессивные. Авторы замечают, что немецкой полиции почему-то не приходит в голову повесить на своем фасаде доску о том, что «в 1938 году приказом Гитлера (Гиммлера) здесь был образован отдел гестапо». «На следующий же день начальник этого полицейского участка был бы с позором уволен», – полагают Веденеев и Атмашкина.
Юрий Горлов ответил на претензии правозащитников также публично.
– Действительно, тридцатые годы были для молодого государства очень непростым временем, – согласился генерал, – тогда были допущены массовые нарушения социалистической законности. Но историю нельзя переписывать. Безумная и бессмысленная вакханалия очернения образа сотрудника внутренних дел, имевшая место в 80–90-х годах и связанная с разоблачением культа личности Сталина, стала необходимым и тяжелым уроком для всей правоохранительной системы России. Но так не может продолжаться бесконечно. Специально для управления НКВД было построено здание, где сегодня размещается ГУВД области. Именно эту преемственность призвана продемонстрировать мемориальная доска.
И.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов, как выяснилось, придерживается прямо противоположного мнения. В одном из своих интервью он заметил, что ему не нравится появление мемориальной доски. Однако тут же оговорился, что демонтировать ее не может, поскольку здание ГУВД находится в федеральной собственности.
Пермь