Многих наблюдателей, весьма удивил тот факт, что сразу после двух съездов КПРФ, еще до официальной подачи документов в Минюст Геннадий Зюганов бросился за поддержкой к президенту. Характерно, что Зюганов не стал обращаться к партии, не поехал в Минюст или в суды, что было бы логично. Вместо этого уже в понедельник Зюганов заявил журналистам, что нашел у президента понимание и выразил уверенность, что Минюст зарегистрирует именно его вариант съезда КПРФ. Напомним, что в минувшую субботу одновременно прошли два съезда КПРФ: по одной версии председателем ЦК остался Геннадий Зюганов, по другой – новым руководителем КПРФ стал Владимир Тихонов.
Однако детали данной встречи во многом остались за кадром. Между тем, как стало известно, на закрытой встрече Зюганов фактически сдался властям. По данным из источников в КПРФ, он умолял спасти его, обещая в обмен полную личную лояльность, а также управляемость КПРФ. Кинувшись к властному начальству так быстро и немедленно объявив о прошедшей встрече, Зюганов фактически вскрылся как человек, преданный власти. Очевидно, что реальные оппозиционные политики таким образом не действуют.
Можно ли представить, что В.И. Ленин, находясь в жесткой оппозиции царизму в начале XX века, обратился бы к Николаю II с просьбой защитить его, например, от Г.В. Плеханова. А царь не только принял бы его, но и пообещал ему поддержку в сложной внутрипартийной ситуации, предположим, в обмен на послушное поведения фракции РСДРП в Госдуме?
Нынешние действия Зюганова дают ответ на вопрос, почему он обвинял своих внутрипартийных оппонентов в первую очередь в связях с Кремлем. Подтвердились самые худшие предположения, звучавшие в последнее время в СМИ, – с властью был прочно связан сам Зюганов, и, таким образом, он попросту пытался отвести от себя подозрения. В нынешней ситуации, спасая себя, настоящий внутрипартийный крот вылез наружу.
В этой связи становится понятно, почему в Кремле согласились принять Зюганова и не пригласили при этом другую сторону. Более того, его приняли, не имея заключения Минюста, в каком состоянии находятся документы по съезду, проведенному Зюгановым, и все ли с ними в порядке. Понятно, что в нынешнем слабом состоянии Зюганов выгоден власти, ибо, оставляя под его контролем КПРФ, президент обеспечивает дальнейшую раздробленность, а значит, и слабость всего левого фланга.
По странному стечению обстоятельств в ночь на вторник из офиса, в котором временно разместился ЦК Тихонова, неизвестными украдены документы. По словам зампреда тихоновского ЦК Сергея Потапова, часть из них была подготовлена для подачи в Минюст. На следующий день прозюгановская пресса опубликовала ряд материалов, имеющих целью легитимировать съезд КПРФ в версии Зюганова. Кроме того, в этот же день секретарь ЦК по оргработе (по версии съезда Зюганова) Валерий Рашкин на пресс-конференции заявил, что документы от зюгановцев в Минюст поданы. Все это очень напоминает заранее спланированную акцию, цель которой – не дать тихоновской стороне первой подать документы в Минюст.
И еще одна ремарка. Инцидент с исчезновением документов Тихонова случился именно после встречи Зюганова с президентом, в результате которой окружение генсека видимо почувствовало, что у него полностью развязаны руки.
Так или иначе, но раскол в КПРФ обретает все более выраженные формы. Причем происходит это исключительно по вине Геннадия Зюганова, для которого личные интересы оказались гораздо значимее общепартийных. Каким бы ни был исход дела, происходящее продолжает серьезно подрывать доверие к КПРФ. Ее перспективы, в случае если Минюст все же зарегистрирует съезд Зюганова, выглядят удручающими. Ведь договоренности с властью придется соблюдать, а значит, Зюганов будет ревностно пресекать любые попытки хоть сколько-нибудь оппозиционных действий. Сторонники Тихонова вряд ли смирятся с этим, а значит, в России может появиться самостоятельная и довольно сильная Компартия. Ведь уже сегодня понятно, что нынешняя КПРФ расколота примерно пополам.