В конце прошлой недели был обнародован «тюменский» вариант проекта договора о разграничении полномочий между органами государственной власти Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа в рамках федерального закона № 95.
По словам пресс-секретаря тюменского губернатора, предложенный Тюменской областью вариант должен стать необходимым компромиссным решением по вопросу, «который приобрел излишнюю политизированность». Однако потенциал «тюменского» варианта принципиально иначе был оценен в ХМАО.
Как отметил представитель ХМАО в верхней палате федерального парламента, заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Петр Волостригов, «этот документ в своей основе противоречит Конституции Российской Федерации, Уставам Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, Бюджетному кодексу РФ, федеральному конституционному закону о порядке образования и принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ, а также договору от 2002 года, заключенному между органами госвласти Тюменской области и Югры».
Согласно 1-й статье предложенного варианта, органам государственной власти Югры для исполнения предлагается передать 12 из 24 полномочий. «Во-первых, органы власти Тюменской области не могут «передавать» кому-либо какие-либо полномочия, – подчеркнул Волостригов. – Ибо в данной ситуации употребление самого термина «передача полномочий» некорректно. Исполнение полномочий автономному округу как субъекту РФ может передавать только Российская Федерация. Во-вторых, органы госвласти – это исполнительная и законодательная власти. Передавать полномочия в принципе можно только органам исполнительной власти, но никак не законодательной. Потому что в соответствии с новой Конституцией у нас в стране нет «вертикали власти» законодательной».
Неприятно удивились в ХМАО и содержательной стороне «тюменского» проекта договора. В частности, перечню «передаваемых» Тюменью полномочий. Среди дюжины обязанностей на руководство Ханты-Мансийским округа Тюменская область планирует возложить предоставление материальной и иной помощи для погребения, исполнение полномочий по формированию и содержанию архивных фондов, поддержку сельского хозяйства, материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, «нарезку» нотариальных округов и еще целый ряд полномочий аналогичной значимости.
За скобками же для окружных властей по воле «тюменцев» осталось обеспечение тех систем, которые непосредственно определяют климат в социальной сфере Югры, – здравоохранение, общее среднее образование, соцзащита. «Надо использовать все оставшееся время, чтобы найти в этом вопросе реальный компромисс с Тюменской областью, – считает заместитель председателя окружной Думы ХМАО Любовь Чистова, – 10 лет органы государственной власти нашего автономного округа успешно выполняли эти полномочия. Мы создали эффективную законодательную базу и механизмы ее исполнения, а также наладили взаимодействие с органами местного самоуправления. Эти полномочия для нас очень важны, потому что касаются в первую очередь самых социально незащищенных: детей, инвалидов, пенсионеров».
Не меньшее недоумение вызвала у руководства ХМАО статья 3 упомянутого выше документа, согласно которой органы исполнительной власти автономного округа должны осуществлять полномочия «в пределах субвенций, предоставляемых из областного бюджета». Ведь в Бюджетном кодексе Российской Федерации передача субвенций из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого не предусмотрена. Такая передача на региональный уровень может осуществляться только из федерального бюджета. Не нашел понимания у хантымансийцев и другой пункт этой статьи, касающийся ответственности исполнительной власти ХМАО перед Тюменской областью за осуществление предаваемых полномочий. «Мы несем ответственность перед населением, которое нас выбрало, и не перед кем иным», – говорит Петр Волостригов.
И, наконец, анализируя «тюменский» вариант соглашения, следует обратить внимание на 4-ю статью этого документа. В ней тюменская сторона декларирует согласие трех субъектов – ХМАО, ЯНАО и Тюменской области – в проведении дальнейшей социально-экономической и административной интеграции «вплоть до рассмотрения возможности инициирования образования в составе Российской Федерации нового субъекта путем объединения Тюменской области и автономных округов к 2010 году». «Непонятно, как эта статья вообще попала в проект договора, – комментирует Петр Волостригов, – поскольку вопросы интеграции не являются предметом этого договора».
Словом, «тюменский компромисс» вызывает противоречивые чувства. На первый взгляд появление этого документа вроде бы свидетельствует о желании Тюменской области договориться с автономными округами. Однако при ближайшем рассмотрении бросается в глаза совсем другое – проект соглашения содержит такой перечень ошибок, некорректных формулировок и «шероховатостей», что пока ни на йоту не сближает позиции договаривающихся сторон. «Эти несуразности необходимо откорректировать, – резюмирует Петр Волостригов. – Думаю, что нам еще предстоит сложная и напряженная работа по принятию взаимоприемлемого решения, которое действительно пойдет на пользу всем жителям нашего региона».