-Юрий Васильевич, до 24 июня органы власти Тюменской области должны подписать инициированный ямальской стороной и утвержденный губернатором Югры и Думами двух автономий договор между органами государственной власти трех субъектов Федерации. Какова ваша аргументация именно этого варианта?
– Федеральный закон № 95 допускает варианты реализации полномочий либо областными органами власти, а это значит, что из 41 существующего управленческого полномочия округа 24 уйдут в Тюмень, либо через механизм договора администраций автономных округов. Первый вариант означает практически полное отстранение властных структур округов от формирования и реализации социально-экономической политики на собственных территориях. Думается, что для принятия такого «революционного» решения государству необходимо руководствоваться основаниями чрезвычайного характера. Ну, например, чтобы срочно преодолеть социально-экономический кризис, случившийся на территориях из-за серьезных сбоев в экономике и полного неумения органов власти этих субъектов наладить нормальную жизнедеятельность населения. Всей этой «чрезвычайщины» на Ямале, как вы понимаете, не наблюдается. Напротив. Округ сегодня занимает седьмое место в России по инвестиционной привлекательности. Ямал характеризуется ежегодным ускорением экономического развития, значительно превышающим общероссийский показатель роста ВРП (14,5% в год, увеличенный за последние четыре года со 126 до 432 миллиардов рублей), динамично растущим объемом промышленного производства (с 2000 по 2004 год с 76 до 214 миллиардов рублей), исполнением всех социальных обязательств перед населением. Наконец, Ямал в России занимает четвертое место по уровню рождаемости.
И если не принять договор, то начиная с 2005 года Ямалу – стратегически важной для государства территории – из-за потери управленческих полномочий гарантированно грозит торможение экономического прогресса и неизбежное ухудшение уровня жизни. Наши специалисты просчитали последствия для округа, если закон о разграничении полномочий будет действовать в Тюменском регионе без упомянутого договора. Изъятие большинства управленческих функций от автономии в область превратит округ из передового и бурно развивающегося субъекта Федерации в массив разнотипных муниципальных образований областного подчинения.
Практически полное уничтожение госорганов на местах грозит также закрытием значительной части социальных программ. Например, расходы на образование сократятся вдвое, а сложнейшая система ямальского здравоохранения рухнет, как и весь механизм оказания социальной поддержки населения, находящийся в данный момент в Ямало-Ненецком округе на очень высоком уровне. Без денежных ассигнований социальная сфера автономного округа быстро деградирует, поскольку сейчас из окружного бюджета на формирование достойного образа жизни населения выделяется львиная доля доходов. Наша теория проста и справедлива: живешь в экстремальных условиях Севера, работая на благо всей страны, – получай достойные и зарплату, и соцпакет.
Но самое главное – изъятие функций наверняка ослабит, а потом и вовсе прекратит поток инвестиций на Ямал. Сразу наладить работоспособную схему управления округом Тюмени не удастся по объективным причинам – на отработку всех необходимых связей все равно потребуется время. А туда, где хотя бы временно царит своеобразное «безвластие», инвесторы скоро забывают дорогу. В результате промышленный рост «северов» затормозится, что, несомненно, отрицательно скажется на программе увеличения ВВП РФ. А что такое север Тюменской области, что такое «энергетическое сердце России»? Самая значительная часть черного золота страны качается из недр Югры, а более 90% ее «голубого топлива» добывается на Ямале. Именно Ямал и Югра создали Тюменской области образ «нефтегазовой королевы».
Такие нерадостные перспективы и подтолкнули нас к поиску наиболее оптимального варианта решения этой проблемы, и надеюсь, что скорое подписание договора позволит обеспечить в наших «сложнопостроенных субъектах» и экономический рост, и политическую стабильность, и социальную справедливость.
– Ямал – сырьевая территория, естественно, что бюджет региона очень сильно зависит от газовой составляющей. Зная, что в 2005 году от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в регионе останется лишь 5%, хочется понять, зачем отстаивать управленческие полномочия, если они не будут подкреплены финансово?
– Понятно, что не ради кресла или портфеля. Я как раз и говорю о том, что мы собственными силами обеспечиваем финансовое подкрепление собственных полномочий.
Действительно, в результате всех изменений бюджетные доходы Ямало-Ненецкого автономного округа уже не зависят от рентных платежей. Свое социальное развитие регион обеспечивает исключительно за счет налогов, образуемых непосредственной экономической активностью населения. При этом в приоритете – диверсификации экономики. Мы разработали Стратегию социально-экономического развития ЯНАО, которая тесно взаимодействует с Энергетической стратегией России до 2020 года. В ее основе – задача создания на территории округа собственного перерабатывающего комплекса на базе своих богатейших сырьевых ресурсов. Тем более что в последние годы открываются прекрасные перспективы развития Северного морского пути, растут потребности внутреннего рынка, рынков Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это позволит решить проблемы утилизации попутного нефтяного газа и максимально использовать «низконапорный» газ, который в колоссальных объемах – до пяти триллионов кубометров – остается в недрах крупных месторождений, и, кроме того, за счет освоения Полярного Урала снизить зависимость уральской металлургии от импорта хромитовых, марганцевых и других руд.
Понятно, что эта задача невыполнима без комплексного развития транспортной инфраструктуры, и потому у нас разработана комплексная концепция развития энергетики, сети железных, автомобильных дорог и телекоммуникационной связи. Вся эта система призвана увязать в единый монолит экономику Крайнего Севера и промышленность Уральского федерального округа в целом. В соответствии с этими генеральными схемами развития уже приняты к реализации и поддержаны через субфедеральные заимствования инвестиционные программы ЯНАО по многим проектам.
Под финансирование этих проектов были привлечены средства облигационных займов на три миллиарда рублей со сроком погашения до июля 2009 года. Ожидаемый бюджетный эффект от реализации этих инвестиционных проектов – более миллиарда рублей в год. Их реализация сможет вывести экономику огромной северной территории России на новый качественный уровень интенсивного развития, придав ей самодостаточный, эффективный формат. Это и есть диверсификация экономики, это и есть финансовое подкрепление наших планов и полномочий...
– Конечно, Ямал – самодостаточная территория. А как же быть тогда с выравниванием бюджета «бедной» соседки – Тюменской области?
– Ну, не такая уж она и бедная... Как складывалась ситуация с наполнением областного бюджета в последние десять лет? Очень просто: добрая половина казны Тюмени стабильно пополнялась за счет налоговых поступлений из Ямала и Югры. И сейчас механизм формирования бюджетов каждого из регионов таков, что наиболее зависимой от НДПИ является Тюменская область: ее бюджет на 47% формируется за счет этого налога. Со следующего года в связи с изменениями в Бюджетном и Налоговом кодексах область потеряет весомую часть своих доходов, областной бюджет «похудеет» почти в два раза. Повторюсь, подобные финансовые сокращения угрожают и ЯНАО, и ХМАО, но в гораздо менее значимых для автономий суммах. При этом с учетом увеличения валовых региональных продуктов и роста экономической активности округов у Ямала и Югры есть все предпосылки сохранить свои доходы в полном объеме.
И применительно к «соседке» выравнивание бюджетов может быть только в одном направлении: от округов-доноров – в южные районы. Как я уже сказал выше, перераспределение происходило и будет происходить, и в договоре Ямал и Югра оговаривают передачу 5% НДПИ из округов в Тюмень, что позволит в будущем году гарантированно сохранить доходы бюджета юга области на уровне 2004 года.
– Некоторые руководители регионов высказываются «за» освоение «северов» исключительно вахтовым методом. У вас же в округе на «социалку» расходуется около 70% бюджетных средств? Разумно ли это?
– Если бы уникальные углеводородные месторождения Ямала были открыты вчера, то, я думаю, наших нефтегазовых городов – Ноябрьска, Надыма, Нового Уренгоя – сегодня бы не было. И уверен, это было бы правильным решением. Но случилось то, что случилось. В Заполярье поднимать нефтегазовую целину ехали тысячи молодых людей. Со всех концов Советского Союза. И не верьте тем, кто говорит, что они ехали за длинным рублем. В большинстве своем они работали не за страх, а за совесть. Сегодня это многонациональная дружная семья, члены которой с гордостью говорят о себе: «Мы – ямальцы!» И наша задача как представителей органов власти сделать все возможное, чтобы жизнь ямальцев была достойной. Потому и социальная политика, проводимая в округе, имеет ярко выраженные особенности. Во-первых, она не сводится к трансфертным выплатам населению, в ней отчетливо присутствует реальная задача модернизации сети объектов социальной инфраструктуры. Во-вторых, эта политика строится в так называемом северном измерении. Она привязана к проблемам коренного населения, она поддерживает достаточную для дальнейшего экономического развития долю трудоспособного населения. Именно поэтому мы так настойчиво ставим вопросы об изменении федеральной политики в отношении пенсионеров-северян, стимулированию их выезда в регионы с более благоприятным климатом. Сами мы производим 50-процентную доплату к пенсии выехавшим ветеранам, но только наших законодательных возможностей недостаточно. И, наконец, это политика организации важнейшего в условиях Крайнего Севера летнего отдыха детей, молодежи и бюджетников. Много можно говорить о нашей социальной системе, но однозначно, что вся ее работа завязана на органы власти округа и базируется на полномочиях, о которых идет речь. При исчезновении этих факторов окружной социальной политики не станет по определению...
– Юрий Васильевич, а как же тогда быть с так громко преподносимым Тюменской областью тезисом о «единстве» Тюменского региона?
– Сегодня в границах Тюменской области очень неплохо сосуществуют три центра управления и организации жизнедеятельности трех исторически сложившихся социально-территориальных групп населения. Если бы ФЗ-95 не предусматривал альтернативного хода в виде заключения договора, то мог бы остаться один центр – в Тюмени, а Ямал и Югра превратились бы в периферии. Но объективность такова, что наши регионы являются и будут являться центрами экономической и социальной активности большей части населения региона. Ямал и Югра – два полноценных субъекта Федерации. Для меня и моих земляков тезис про единство области ни в коем случае не может компенсировать исчезновение двух региональных систем власти.
Москва–Салехард