Бывший губернатор Пермской области Юрий Трутнев остается одним из главных идеологов создания объединенного субъекта Федерации – Пермского края.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В декабре 2003 года большинство жителей Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа проголосовали на референдуме за объединение двух регионов в новый субъект Федерации – Пермский край. С того времени произошло немало событий: главный инициатор объединения пермский губернатор Юрий Трутнев стал министром природных ресурсов России, Федеральное собрание РФ приняло закон о создании Пермского края, который подписал президент Владимир Путин. Согласно этому документу, все основные мероприятия по объединению должны быть завершены к концу 2005 года, когда пройдут выборы первого губернатора Пермского края.
Между тем процесс объединения идет пока не так гладко, как хотелось бы его инициаторам. Основные противоречия проявились на первом заседании рабочей группы по подготовке Устава Пермского края, в котором участвовали представители исполнительной и законодательной власти двух регионов. Приняв проект концепции устава в целом, стороны не пришли к соглашению, каким будет статус округа в составе края.
На рассмотрение группы были предложены два варианта организации власти на территории Коми-Пермяцкого округа. Первый предусматривает придание округу статуса муниципального района. Из ныне существующих на территории округа семи муниципальных образований (город Кудымкар и шесть сельских районов) четыре исчезнут. Вместо них в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» будут созданы 15 сельских и одно городское муниципальное поселение.
По мнению разработчиков, эта схема позволит сохранить округ как единую территориально-административную единицу со статусом муниципального образования, что позволит реализовать ранее достигнутые политические договоренности. Однако будет невозможно сохранить управляемость территорий в границах существующих районов. Единственной формой взаимодействия между поселениями станет межмуниципальное сотрудничество.
Второй вариант предполагает создать в границах округа особую административно-территориальную единицу, статус которой будет определяться Уставом Пермского края, а ее глава назначаться губернатором края. Сельские районы округа преобразуются в муниципальные, а Кудымкар получает статус городского округа. В округе остается нынешнее административно-территориальное деление и соответственно сохраняется управляемость. К недостаткам же этого проекта сами разработчики относят отсутствие единого бюджета, окружного парламента и неясность понятия «особый статус».
По словам заместителя председателя пермского Законодательного собрания Олега Бурцева, область устраивают оба варианта. А вот у делегации округа не оказалось единой позиции. По мнению председателя окружного Законодательного собрания Валерия Ванькова, прежде чем остановиться на каком-либо варианте, необходимо добиться принятия поправок к федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Основная из этих поправок, по словам Валерия Ванькова, должна исключить из закона принцип пешей доступности, согласно которому расстояние от центра поселенческого муниципалитета до его окраины должно быть таким, чтобы его можно было преодолеть пешком за один день. Тогда округ сможет сохранить нынешнее административно-территориальное деление. Он получит статус муниципального района, а районы в прежних границах станут поселенческими муниципалитетами. Глава округа, как убежден Валерий Ваньков, должен не назначаться, а избираться путем всенародного голосования. При таком развитии событий политическая элита Коми округа фактически сохранит свой нынешний статус.
Интересно, что точку зрения властей округа полностью поддержал политсовет Коми-Пермяцкого отделения партии «Единая Россия». «Единороссы» выступили за прямые выборы главы округа и за сохранение в округе своего законодательного органа власти и самостоятельного бюджета.
Противоречия в рабочей группе вызвал и вопрос, сколько же должно быть депутатов в Законодательном собрании будущего края. Представители Пермской области предлагали остановиться на 60 депутатах, а делегация округа выступила за расширение состава до 80 человек с увеличением в нем числа депутатов от автономии.
Между тем исполняющий обязанности губернатора Пермской области Олег Чиркунов посетил Коми округ и стал первым представителем власти, побывавшем в поселке Чернореченский. Вместе с поселками Пелос и Бадья он входит в систему Кировлага, хотя и находится на территории округа. Три поселка, в которых живут около четырехсот человек (в основном бывшие заключенные и охранники), находятся посреди тайги и не имеют ни электричества, ни телефонной связи, ни постоянного транспортного сообщения. Продукты поступают сюда раз в неделю, квалифицированная медицинская помощь отсутствует, жилье находится в аварийном состоянии.
Встретив Олега Чиркунова, местные жители попросили переселить их «хоть куда-нибудь». Олег Анатольевич такое желание поддержал, однако заметил, что средства на переселение (около 70 млн. руб.) должен выделить федеральный бюджет. «Областная администрация сделает все, чтобы как можно скорее добиться получения этих денег», – пообещал и.о. губернатора. К слову, переселение обойдется дешевле, чем обустройство инфраструктуры заброшенных поселков, на которое необходимо свыше 300 млн. руб.
Видимо, пермским властям придется добиваться и финансирования строительства газопровода Карагай–Кудымкар. Из 200 млн. руб., запланированных на этот объект в программе федеральной адресной инвестиционной поддержки, в округ пока не поступило ни копейки. Кроме того, нет средств на проектирование второй очереди газопровода-отвода Кудымкар–Купорос. Только для разработки проектно-сметной документации необходимо 13 млн. руб. Олег Чиркунов пообещал, что соответствующие средства будут изыскиваться в областном бюджете. «Лучше сейчас заплатить 13 миллионов из регионального бюджета, чтобы потом получить сумму на порядок больше из федерального Центра», – полагает исполняющий обязанности губернатора Пермской области.
═
Пермь