Ульяновский губернатор Владимир Шаманов и его коллеги постепенно привыкают к осторожности в высказывании самостоятельных мнений, а тем более – сомнений.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Дележ полномочий между Центром и регионами (разве не оба субъекта этого общественного договора заслуживают быть написанными с большой буквы?) вступает в решающую фазу: «Отдавай мои куклы, забирай свои тряпки!» На заседании Госсовета президент предложил региональным лидерам забрать на места часть полномочий. Это, конечно, не то, незабвенное, «берите суверенитета, сколько унесете» (ветераны-губернаторы и региональные президенты затаенно вздохнули), но все же речь наконец зашла о неких конкретных мерах по избавлению системы российской государственной власти от чрезмерной централизации. Так что главы регионов воспрянули духом. Прямо на глазах.
Губернатор Иркутской области Борис Говорин немедленно предложил областному Законодательному собранию отказаться от очередного отпуска, поскольку «предстоит большая работа по совершенствованию регионального законодательства в части социальной политики и формирования правовых основ местного самоуправления с учетом проводимых в России реформ на этих направлениях».
А липецкий губернатор Олег Королев, едва успев вернуться домой, так прямо и заявил на пресс-конференции: «Надо признать, что до избрания президента Путина власть руководителей регионов во многом была виртуальной». То ли он, губернатор, как-то по-своему понимает слово «виртуальный», то ли президентов перепутал. А скорее всего просто немного переборщил с административным восторгом.
Но и более сдержанные главы регионов лучились оптимизмом, переходящим в утопизм: «Время централизации прошло, сейчас надо проводить децентрализацию» (Равиль Гениатулин, Читинская область); «Необходимо лишить федеральных чиновников права тотального контроля над разрешительной системой в стране» (Олег Богомолов, Курганская область). И так далее.
Дисциплинирующим фоном для этого оптимистического обмена мечтами остаются «действующие» уголовные дела их коллег-губернаторов и другие знаки внимания правоохранительных органов к руководителям регионов («НГ» много и подробно писала обо всех этих делах). Провинности губернаторов, действительные или надуманные – «там разберут!» – примерно одинаковы, хотя провиниться довелось кому в те, «виртуальные», по выражению Олега Королева, времена, а кому и в самые последние годы. Самое интересное, что формулировки обвинительных заключений и других им подобных актов как будто нарочно взяты из тематики и лексики последнего заседания Госсовета.
Глава Камчатской области Михаил Машковцев обвиняется в том, что два года назад разрешил безлимитный вылов лосося, которого в тот раз уж очень много было. Тогда это его решение в Москве одобрили. А потом взяли и передумали. «Тотальный контроль над разрешительной системой»? Кстати, теперь предлагается отдать на уровень региональных властей часть полномочий по распоряжению природными ресурсами.
Саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова обвинили в превышении должностных полномочий и нецелевом расходовании средств областного бюджета при закупке комбайнов, происходившей шесть лет назад. Тогда такие действия вроде бы не считались большим грехом, возможно, что после судьбоносного Госсовета и вовсе грехом считаться не будут.
К Роману Абрамовичу, губернатору Чукотского автономного округа, Счетная палата предъявляет претензии по поводу нецелевого использования 574 млн. руб., израсходованных на строительство дорог, больниц, школ. И по поводу ежемесячной доплаты в 1500 руб. работникам бюджетной сферы – учителям, медикам. Но предложенное на Госсовете разграничение полномочий предполагает отдать регионам как раз решение социальных проблем, заботы по трудоустройству людей. А на это регионам понадобятся большие средства.
Показательная история происходит как раз в эти дни с уголовным делом бывшего губернатора Смоленской области Александра Прохорова. Его обвиняют опять же в превышении должностных полномочий, в нецелевом использовании федеральных средств, выделенных на реконструкцию Старой Смоленской дороги, а также в использовании при финансировании строительства системы расчетов бартером и взаимозачетов. Дело Прохорова уже более полугода рассматривается в суде, экс-губернатору пророчили суровый приговор. Но в последние дни на суде выступили серьезные свидетели, в том числе экс-министр природных ресурсов Виталий Артюхов, который в те времена возглавлял «Росавтодор», и депутат Госдумы «единоросс» Сергей Антуфьев, бывший в 1998–2002 годах первым заместителем губернатора Прохорова. Показания свидетелей говорят о том, что проведение взаимозачетов было условием, которое поставило федеральное ведомство «Росавтодор». Виталий Артюхов добавил, что практика взаимозачетов в то время носила почти повсеместный характер и не стоит искать в ней криминальной подоплеки (кстати, версия о нецелевом использовании средств теперь также подвергается серьезному сомнению).
Так, может быть, отчасти прав липецкий губернатор, говоря о «виртуальной власти» губернаторов. Только уж надо добавить и признать, что и законы были не менее виртуальны, и способы их исполнения, а также другие правила игры, принятые в те времена в стране. Намного ли изменились эти правила в нынешние времена, вот в чем вопрос. Более определенно этот вопрос может звучать так: что дадут региональным лидерам «в нагрузку», экономическую и политическую, к обещанным полномочиям?
Осмотрительнее других высказался на Госсовете многоопытный орловский губернатор Егор Строев: «Реформа федеративных отношений назрела, но она должна вестись в соответствии с возможностями страны и учетом мнения регионов».
Проблемой, на которой назревшие желания уже столкнулись с реальными возможностями, стали обсуждавшиеся на Госсовете планы передачи на региональный уровень забот по выплате всевозможным категориям льготников денежных компенсаций взамен отменяемых льгот. Федеральный Центр тоже готов участвовать и направить на эти цели около 170 млрд. руб. Но еще 100 млрд. руб. придется найти регионам. Желание Центра переложить заботы по непопулярной реформе на региональные плечи понятно – его долги перед регионами по выплате всяческих пособий и сегодня уже велики. Губернатор Курганской области Олег Богомолов назвал сумму в 600 млн. руб., которые федеральный бюджет задолжал области по льготам в соответствии с законами о ветеранах, инвалидах, по детским пособиям. Множить эти долги – ронять престиж центральной власти. Значит, пора подключить регионы. Правда, президент сказал, что федеральный Центр может полностью взять на себя заботы по компенсациям. Но тогда размер компенсаций придется значительно урезать.
Губернаторы оказались перед интересным выбором. Если они отказываются брать на себя на региональные бюджеты, выплату компенсаций и компенсации эти в результате будут урезаны, то не надо объяснять, что станет с популярностью губернаторов. Если они берут эти расходы на себя «в нагрузку» к расширению полномочий, а денег в бюджете на компенсации не предусмотрено (а во многих регионах и предусмотреть-то особенно некуда), то им остается один шаг до «превышения должностных полномочий», «нецелевого расходования» и других деяний, столь высоко оцениваемых правоохранительными органами. Или же опять придется идти на поклон в Москву.
Если посмотреть как следует, выбора-то и нет. Предложения, исходящие от президента, отклонять не принято. Дополнительные полномочия придется взять. А от реальной самостоятельности, похоже, можно будет отказаться.