Евгения Каширина без преувеличения можно назвать человеком-музеем.
Фото автора
В архиве фотохудожника Евгения Каширина хранятся тысячи слайдов и фотонегативов, на которых запечатлены виды Рязани, вехи истории города. Евгений собирает фоторепродукции старых фотографий, переснимает, систематизирует и создает таким образом своеобразную светопись своего города. В его коллекции не только фотоснимки и дагеротипы, но и переснятые на пленку рисунки, гравюры, карикатуры, газетные странички. Из них он создает свои удивительные фотофильмы. Сегодня в Рязани без участия Каширина – члена Союза фотохудожников, заслуженного работника культуры, краеведа не проводится ни одной более-менее серьезной научной конференции.
А начиналось все два десятка лет назад, когда освоивший фотодело Евгений поставил перед собой задачу сохранить для потомков свой город не только в фотографиях с официальных мероприятий, но и в снимках, запечатлевших быт. В коллекции Каширина есть фотоальбомы с удивительными подборками, о характере которых о говорят названия: «Кто что носит», «Интерьеры», «Электричка». Сегодня снимки пятнадцати- и двадцатилетней давности стали свидетельством истории.
Надо сказать, что Евгений еще и талантливый рассказчик. Кажется, про каждый рязанский дом, забор, тупик, улицу он знает все. Рассматривая старые фотографии, он научился вслушиваться в прошлое, видеть живыми застывшие на снимках лица, слышать голоса этих людей. Он знает много занимательных историй. Про градоначальника, безответно влюбившегося в заезжую актрису, про инженера, карьеру которого сгубила в начале века неудавшаяся электрификация, про поэта, которому довелось встречаться в Рязани с престолонаследником и услышать от него слова одобрения. Кажется, что он ходил с рязанским вице-губернатором Салтыковым, ставшим позднее Щедриным, по непролазным рязанским грязям или, проходя по берегу речки Лыбедь, наблюдал, как прачки на мостках стирают белье. Нет теперь в Рязани речки с чудесным именем Лыбедь. Заключили ее в трубу, засыпали русло, проложили красивый Лыбедский бульвар. И речка, и прачки, и деревянные мостки сохранились лишь на слайдах из коллекции Каширина.
Да и к недавнему своему прошлому мы не более милосердны. Евгений подарил городу выставку «Лики старой Рязани», рассказав о годах отрочества Рязани современной. С удивлением смотришь на город 1920–1950-х годов. На месте Театральной площади (бывшей Ямской заставы) огромная миргородская лужа. А вот улица Ленина, занесенная снегом, с горбатой от наледи мостовой. Период НЭПа... Открытие первой телефонной станции в 1927 году и первый троллейбус на улице Революции в 1949-м. Нобелевский лауреат академик Иван Павлов играет в городки и катается на лодке по Трубежу. Братья Пироговы – солисты Большого театра – возле родного дома. Во что одевались тогда люди, как отдыхали, какими игрушками забавлялись, чем торговали в магазинах – эти «мелочи» по-прежнему трогают и волнуют.
Наверняка все это должно храниться в государственных архивах. Но там история именно хранится, а в маленьком кабинете Каширина в Доме юного техника на улице Полонского живет. Сюда можно прийти, попить чаю, послушать занимательные истории или стихи, порыться в конвертах с негативами. Кстати, в Доме юного техника, где Евгений много лет занимается с детьми фотоделом, когда-то пребывал поэт Яков Полонский, чьи стихи слушал сам Жуковский, с которым разговаривал, будучи в Рязани, цесаревич, будущий император Александр II. В этих стенах как-то само собой думается о прошлом, и слайд-проектор Евгения Каширина помогает острее ощутить притаившееся в углах и на лестничных маршах былое время. Его запросто можно назвать человеком-музеем.
Евгения частенько встретишь на улице, спешащего на работу, к своим ребятам, к слайдам, к архиву. Всегда с ним непременно фотоаппарат. И он по-прежнему верен черно-белому фото. И знаешь: история хранится, продолжается, остается на пленках Евгения Каширина.
Рязань