Михаил Машковцев готов идти до конца, отстаивая свою правоту.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
- Михаил Борисович, в декабре в Камчатской области пройдут губернаторские выборы. О чем свидетельствуют два ваших уголовных дела?
– Только две причины могут меня заставить отказаться от выдвижения на второй срок. Первая – состояние здоровья. Вторая – если лично президент скажет, что не хочет видеть меня губернатором. Ни один губернатор не может нормально руководить областью, если этого не захочет президент. Но это должно исходить лично от президента, а не быть разговорами и действиями наверху. Кремль неоднороден. Кто-то хочет видеть одного губернатора, кто-то другого, и ориентироваться на весь этот широкий спектр мнений я не буду.
– Насколько обоснованы выдвинутые против вас обвинения по делу о разрешении безлимитного вылова лососевых?
– Когда экспертиза, по которой рассчитывался ущерб в размере семи миллиардов рублей, была готова, меня попросили как можно быстрее ее подписать. Перед вылетом в Москву я обнаружил серьезную фальсификацию. Главный вопрос по экологическому ущербу (на этом основании делается вывод об экономическом ущербе) состоит в том, были ли заполнены нерестилища. В экологической экспертизе указаны 2 миллиона 800 тысяч особей, а на самом деле было больше 48 миллионов. В этих цифрах эксперты не имели право ошибиться. Не может в четный год, который считается благоприятным для нереста горбуши, уровень заполнения нерестилищ быть меньше, чем в самый неблагоприятный.
Некоторые выводы экспертов вообще выглядят курьезно. По их мнению, ничего страшного не было бы в том, что рыба переполнила бы реки и выметала лишнюю икру, мол, сгнившую икру можно было бы использовать как удобрение. Красной икрой, которая даже на рынках Камчатки идет по 500 рублей за килограмм, предлагают удобрять землю.
К сожалению, несовершенство законодательства не позволяет эффективно бороться с нелегальным икорным промыслом. Правоохранительные органы изымают икру тоннами, а суд обязывает возвратить ее владельцу. Нужен закон об обороте красной икры и ценных видов морских биоресурсов. По черной икре такой закон есть, а по красной нет. Никто не мешает принять этот закон, но существует мощное лобби, которое в этом не заинтересовано.
– Одними из острых проблем для регионов сегодня являются взаимоотношения с Центром и распределение полномочий между уровнями власти...
– Новые законы о местном самоуправлении и связанные с ними изменения в законе об общих принципах организации госвласти в субъектах Федерации не учитывают специфики областей. Универсальных законов для всех регионов быть не может. То, что работает в Москве, Тульской, Ленинградской областях, порой не может работать на Камчатке.
Что касается распределения доходов между бюджетами, то для Камчатки даже показатель 40% на 60% в пользу Центра был бы благом. У каждой области своя структура доходов, особенно у северных. Камчатка добывает 20% рыбных ресурсов в стране. Я был одним из инициаторов введения платы за водные биоресурсы, которая должна оставаться на территории. Сейчас нам оставили 3,17% этой платы.