Карельское правительство официально подвело итоги осенне-зимнего сезона. Чиновники отрапортовали, что холода регион пережил без серьезных аварий, за исключением отдельных напряженных ситуаций в некоторых районах.
Может, так оно и есть, если сравнивать минувшую зиму с предыдущей, когда буквально все центральные СМИ «полоскали» власти Карелии за неподготовленность к холодам, а чрезвычайное положение пришлось объявлять чуть ли не в половине районов республики. Тем не менее нареканий на работу ЖКХ у населения и в этом году было с избытком.
Особенно «отличился» Беломорск, где минувшей осенью в котельной произошел взрыв. Последствия аварии не могли ликвидировать так долго, что более двух тысяч жителей города до весны так и не согрелись в своих квартирах. На сессии райсовета мэра Юрия Мухина отправили в отставку. А бывший шеф Лоухского района Владимир Комиссаров, к примеру, был даже условно осужден за то, что, получив целевую ссуду из республиканского бюджета, все-таки оставил райцентр без водопроводных сетей.
Республиканское правительство, в которое все чаще обращаются граждане, уставшие безрезультатно обращаться в муниципальные службы, даже вынуждено было создать Госкомитет по реформированию ЖКХ. И хотя он нацелен на стратегические разработки, зачастую вынужден заниматься рутинными делами, которые не могут осилить обнищавшие районы. Во всяком случае, за ликвидацию чрезвычайных ситуаций отвечает эта структура.
Соответственно адресатом претензий снизу за жилищно-коммунальные беды стал глава Карелии Сергей Катанандов. А когда спрос с него за бытовые ЧП ужесточился со стороны аппарата полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе и Госстроя РФ, Сергей Леонидович взял ЖКХ под личный контроль. Но так как собственных средств региону не хватает, глава республики и чиновники переводят стрелки на Москву. Мол, федеральный Центр выжимает из республики все больше налогов, а дотации не увеличивает. И хотя в минувшем году на эти цели потрачено в 2,5 раза больше бюджетных средств, чем прежде, избежать неприятностей не удалось.
Катанандов вновь поставил вопрос о создании очередной комиссии по проверке работы администрации местного самоуправления Пудожского района в ходе отопительного сезона. Хотя правительственные комиссии за осенне-зимний период ездили в Пудож неоднократно и ситуацию прояснили, кажется, досконально.
Горячей воды в отдаленном райцентре и восточных лесных поселках фактически не было всю зиму. Местная администрация не выделила средств на закупку угля. Уголь приходилось завозить из соседнего Медвежьегорска автотранспортом, что обошлось значительно дороже, чем своевременные поставки на теплоходах по Онежскому озеру. Наряду с заниженными тарифами на услуги ЖКХ и задержками компенсационных выплат по льготам это поставило предприятие на грань банкротства.
В январе и феврале Минфин Карелии направил в район еще 2,6 млн. руб. именно для приобретения угля. Перечисление сопровождалось письмом в адрес районного прокурора Сергея Сундукова: проконтролировать расход денег по назначению. По бумагам вроде выходит, что они действительно «ушли» за топливо, но денег и угля все равно не хватило.
«Уголь сгорел», – отвечает на все расспросы молодой мэр Пудожа Денис Курицын. А его начинают подозревать в уголовно наказуемых махинациях. Отделение партии «Единая Россия», лидером которого в Карелии считается сам Катанандов, инициировало сбор подписей за отставку мэра. Но Курицын ловко превратил угрозу импичмента в политический конфликт, написав заявление о вступлении в ЛДПР и запросив поддержку у Владимира Жириновского. Дело тогда ничем не кончилось.
Теперь Сергей Катанандов опять строго спрашивает с чиновников правительства: «Кто еще хочет повоспитывать Курицына и даст Пудожу горячую воду? Кто вообще отвечает за этот район?»
После чего выяснилось, что территорию курирует председатель Госкомитета РК по лесному и горно-промышленному комплексу Владимир Юрьев. Ему и предстоит отдуваться за промахи местного самоуправления.
Конечно же, можно снять еще одного главу района, но при такой системе решения проблем ЖКХ, видимо, следующей весной и вновь избранного градоначальника придется подводить под импичмент.
Петрозаводск