0
717
Газета Регионы России Интернет-версия

26.05.2004 00:00:00

Не по своей вине виноватые

Тэги: саратовнефтегаз, бюрократия, месторождения


Бюрократия – страшная сила. Особенно в таком государстве, как Россия, где начальство и исполнителей могут отделять сотни и тысячи километров, а бумаги просителей медленно передвигаются с одного чиновничьего стола на другой буквально годами. И часто благодаря этим проволочкам просители оказываются в роли виноватых, поскольку в нужное время какая-то бумага не попала на стол к нужному чиновнику либо не была подписана неизвестно из каких соображений.

Именно такая ситуация сложилась в Саратове, где нефтедобывающее предприятие «Саратовнефтегаз» оказалось под огнем обвинений, а руководитель предприятия – под следствием. По данным на 1 января 2004 года извлекаемые запасы углеводородного сырья на месторождениях, которые разрабатывает «Саратовнефтегаз», оценивались в 31,744 млн. тонн нефти с конденсатом и 33,9 млрд. кубометров газа. Как же получилось, что крупнейший недропользователь в Саратовской области, производящий в регионе 94% работ в сфере геологоразведки и добычи углеводородного сырья, оказался вдруг нарушителем норм и правил?

Камнем преткновения стали четыре месторождения, разрабатываемые компанией. Саратовские нефтяники вложили немало сил и средств в их открытие и с начала 90-х приступили к разработке. Да вот беда: для того, чтобы качать нефть из земли, нужна лицензия, а вот ее как раз саратовские нефтяники и не могут получить в течение нескольких лет.

«Саратовнефтегаз» бомбил письмами Министерство природных ресурсов с просьбой «легализовать» деятельность компании, но ответа так и не получил. Например, по двум месторождениям из четырех можно праздновать своеобразный юбилей – вопрос о выдаче лицензии решается уже 11 лет!

Основной причиной отсутствия как положительного, так и отрицательного ответа по вопросу выдачи лицензии является несовершенство существующего законодательства о недрах. Дело в том, что закон позволяет предприятиям проводить геологоразведку за счет средств ВМСБ (налог на воспроизводство материально-сырьевой базы) с последующей компенсацией этих средств госбюджету. В то же время в существующей законодательной базе механизм такой компенсации не прописан! А у прежнего руководства МПР не нашлось времени и сил, чтобы решить эту правовую коллизию.

Кроме того, МПР не провел в Саратовской области за последние три года ни одного аукциона или конкурса, что также осложнило ситуацию с лицензированием для предприятия, хотя и «Саратовнефтегаз», и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Саратовской области и правительство области неоднократно обращались в данное ведомство с просьбой ускорить выдачу лицензий или, в конце концов, провести конкурс по месторождениям.

Все это время компания работала в пределах месторождений во исполнение совместных решений правительства Саратовской области и ГУПРа по Саратовской области, будучи уверенной в том, что разрешения местных властей хоть и не являются окончательным решением проблемы, но хотя бы не ставят «Саратовнефтегаз» в позицию нарушителей закона. Но, как оказалось, саратовские нефтяники напрасно надеялись┘

Кстати, стоит отметить, что новое руководство МПР уже приняло решение распределить лицензии по указанным четырем месторождениям на условиях аукциона, который планируется провести летом этого года. Все материалы по условиям проведения аукционов на проблемные участки прошли согласование в МПР России и правительстве Саратовской области. Вот только возникает вопрос: почему прежнее руководство МПР не могло годами решить проблему с конкурсом? Ведь новому руководству министерства не потребовалось столько времени и усилий, чтобы принять решение по необходимости проведения аукциона уже этим летом?

Непонятно также, почему прежние руководители МПР не реагировали на запросы своего структурного подразделения в Саратове, когда то обращалось к ним с просьбой разрешить спорную ситуацию?

Теперь «Саратовнефтегаз» находится в весьма трудном положении. Компания является исправным плательщиком всех налогов с добываемого на проблемных месторождениях сырья. Эксплуатация месторождений позволила «Саратовнефтегазу» создать значительное для районов области количество высокооплачиваемых рабочих мест, что оказывает благоприятное влияние на социальную обстановку в регионе в целом. В настоящее время в Саратовской области осуществляется программа по решению актуальных вопросов районов присутствия, реализация которой в определенной степени может зависеть от уровня добычи нефти компании.

И вот теперь компания всерьез стоит перед необходимостью консервирования скважин.

Но если «Саратовнефтегаз» прекратит добычу углеводородного сырья на проблемных месторождениях, то прекратятся поставки газа на предприятия «Саратовэнерго». В зимний период такие перебои с топливом способны были повлечь за собой срыв отопительного сезона, то есть привести к существенной дестабилизации социальной обстановки.

Кроме того, консервация скважин – процесс трудоемкий и затратный. А уж об обратной расконсервации и говорить не стоит. Такие затраты явно не укладываются в бюджет компании, а убытки «Саратовнефтегаза» неминуемо обернутся сокращениями как налоговых поступлений, так и рабочих мест.

В настоящее время Министерство природных ресурсов выдало предприятию краткосрочные лицензии на добычу на спорных месторождениях, которые позволяют временно производить все необходимые работы до проведения аукциона по получению постоянной лицензии.

Тем не менее в «Саратовнефтегазе» надеются на лучшее и заявляют о своих намерениях принять участие в конкурсе, рассчитывая в случае победы продолжить эксплуатацию месторождений.

Кстати, накануне предъявления обвинения руководителю компании саратовские газеты опубликовали целый ряд статей о положительных результатах работы «Саратовнефтегаза» – отметили и рост добычи на промыслах компании, и тот факт, что доходы областной казны почти на 16 процентов сформированы за счет отчислений «Саратовнефтегаза». Что же могло произойти за несколько дней, чтобы крупное предприятие области из лидера превратилось в нарушителя закона? Кому понадобилось заставить жителей региона понять, что любое, даже самое успешное предприятие может в любой момент, несмотря на все заслуги, оказаться в «черном списке»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

За два дня в выборах в Москве приняли участие почти 2,6 млн горожан

Галина Грачева

Голосование в столице проходит под контролем наблюдателей Общественного штаба

0
279
ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

ЦИК отметил высокую явку на выборах в Москве

Татьяна Астафьева

К середине второго дня голосования в столице проголосовали более 2,2 млн человек

0
546
В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

В первый день голосования проголосовали более 1,8 млн москвичей

Галина Грачева

Подавляющее большинство избирателей сделали свой выбор в онлайн-формате

0
882
Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Прокол вуали. Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

Петр Твердов

Несколько слов о деловой этике уважаемого австрийского семейства

0
1702

Другие новости