В подвал Спасской башни Тульского кремля ведет тяжелая кованая дверь. За ней полумрак и холод. Лишь слабые огоньки свечей и приглушенный зеленоватый свет от ламп, спрятанных в каменных мешках, выложенных в древних кремлевских стенах. В одном из них – настоящий человеческий череп. В другом – лежбище для узника. Тесное пространство камеры пыток времен Ивана Грозного отделено металлической решеткой. За ней – палач в черном балахоне, с накинутым на голову капюшоном. В темном подвале его лица не видно. Зато слышен низкий «загробный» голос. Холод и страх усиливают каменные своды подвала. На стенах и полатях – нехитрые инструменты пыток: двуручная ржавая пила, на которой отсутствует пара зубцов, щипцы, баба-яга (специальные крюки для вырывания ноздрей), плаха с топором, колодки для узников, железные наручники и тому подобное.
Именно здесь, в темном сыром помещении одной из кремлевских башен, местный театр-студия каскадеров представляет свою программу «Камера пыток XVI века». Желающих испытать свои нервы всегда много. Приходят семьями с маленькими детьми. Организаторы предупреждают: ребенок с неокрепшей психикой может испугаться. Однако, как правило, дети всегда просят: «Напугайте меня посильнее!». Взрослые отшучиваются. Два экскурсанта, перед тем как купить билеты, шутливо поинтересовались у администратора: «Вы нас пытать будете? А почему же тогда криков не слышно?»
Если среди экскурсантов и встречаются мазохисты, то они, как правило, стесняются проявлять свои наклонности. Впрочем, пристальное изучение экскурсантами страшных орудий пыток уже граничит с мазохизмом. Похоже, именно из-за них организаторы программы были вынуждены отгородить место представления металлической решеткой.
Как рассказал корреспонденту «НГ» один из экскурсоводов, в его практике был единственный случай, когда молодой человек очень попросил испытать его выносливость на дыбе. Настоятельную просьбу, говорят, исполнили. Разумеется, «пытка» прошла не по полной программе.
Впрочем, гости могут испытать ужас от посещения пыточной камеры и без страшных орудий. Для этого достаточно актерского мастерства энтузиастов из лаборатории кино и трюков. Драматическое повествование о пытках времен Ивана Грозного в их исполнении заставляет бешено колотиться сердце даже у людей с весьма крепкими нервами. Особенно, когда в пыточной камере два актера изображают палача и жертву. Их душераздирающие крики выведут из себя любого. Сцены насилия и садизма в голливудских фильмах, может, и выглядят натуралистичнее, но живой контакт со зрителями производит куда более сильное впечатление.
Как рассказал корреспонденту «НГ» художественный руководитель студии кино и трюков Александр Стеценко, актеры состязаются, у кого во время представления больше зрителей упадет в обморок. На счету Александра пятнадцать таких случаев. В основном это впечатлительные дамы, которые пулей вылетают из башни в разгар представления.
Актер, играющий роль палача, начинает рассказ, демонстрируя зрителям орудия пыток: «Очередную жертву приводили в пыточную камеру в деревянной колодке, имеющей отверстия для головы и рук». Актер громко хлопает створками колоды. Резкий звук настраивает экскурсантов на нечто ужасное. Палач продолжает: «Хотя колода была не тяжелой, находиться в ней было неудобно, а при падении человек ломал себе шею. В камере палач заковывал его в ручные и ножные оковы, скрепленные между собой цепью. Оковы крепились к стене, и человек оставался в таком положении три дня. Когда палач возвращался, он вкладывал в ладонь жертвы кусок хлеба. Голодный человек не мог донести его до рта, только стирал руки в кровь».
Далее описывается пытка на русской дыбе. Жертву подвешивали за руки на веревке в 30 см от пола. При этом руки выворачивались неестественным образом. Если истязаемый был физически сильным, к его ногам привязывали тяжелое бревно. После этого ноги вырывало из туловища.
Не менее мучительной пыткой был мясницкий крюк, вгоняемый под ребра. При этом человека подвешивали на высоте 10–15 см от пола. Ему казалось, что он сможет дотянуться до земли, но тем самым все глубже загонял крюк.
Нужную информацию получали у жертвы с помощью иголок, вгоняемых под ногти. Также для этого использовали кнут, называемый «длинником». При этом истязаемого привязывали к столбу. Двумя-тремя ударами палач вспарывал кожу жертвы и посыпал раны солью.
А описание казни с насаживанием на кол выдержит не каждый. Жертву помещали на гладкий столб, под которым располагался кол и который он обхватывал связанными руками и ногами. Продержаться в таком положении трудно даже физически сильному человеку. Чтобы ускорить мучения, столб смазывали жиром.
Наибольшее впечатление на дам производит баба-яга. Это металлические крючья, которые раскалялись на огне и вдевались в ноздри женщинам, уличенным в измене мужьям. Мученице вырывали ноздри и отпускали.
Описание распиливания туловища жертвы от паха до головы – четвертование – заставляет содрогнуться даже людей с крепкими нервами. Получив изрядную дозу адреналина, гости выходят из темницы. Некоторые пытаются шутить. Но дополнительных вопросов к экскурсоводу после окончания программы у них, как правило, не появляется.
Тула