Еще совсем недавно в удмуртских деревнях многие пожилые женщины носили по будням национальную одежду. Сегодня народные костюмы они надевают только по семейным или национальным праздникам.
Бабушки из деревни Баграш-Бигра, например, ходят в них на занятие фольклорного ансамбля. Именно сюда обычно привозят венгров, финнов и эстонцев, желающих посмотреть на «настоящих» удмуртов, сохранивших бытовые и культурные традиции. Тогда вся деревня наряжается, чтобы порадовать гостей.
Не забывают о национальных костюмах и в столице Удмуртии. Ижевская интеллигенция любит пощеголять в домотканых платьях и фартуках с монисто на съездах ассоциации «Удмурт кенеш», на юбилеях местных писателей, финно-угорских фестивалях и республиканских торжествах.
У городских удмуртов, не утерявших национальные корни, считается хорошим тоном иметь комплект такой одежды. Если костюм не достался от предков – обзаводятся новоделом. Почти во всех 25 райцентрах, как и в Ижевске, в домах ремесел на деревянных станках работают ткачихи, которым можно заказать полотно ручной выделки. Затем его отдают мастерицам, специализирующимся на пошиве народного костюма. В ателье села Алнаши, к примеру, таких заказов так много, что швеи едва успевают справляться.
В национальных костюмах выходят на сцену артисты удмуртского государственного театра народной песни «Айкай». Этот коллектив, в свое время отделившийся от Академического государственного ансамбля песни и танца «Италмас», отказался от стилизации и показывает на сцене обряды, песни и танцы максимально приближенными к фольклорным образцам, но не аутентично. Тот же подход и к костюмам. Это подлинные народные костюмы с небольшими акцентами: чуть увеличены фигуры орнамента, чуть ярче набраны краски – чтобы было виднее со сцены. За их изготовление нынешний директор «Айкая» художник Петр Данилов получил Государственную премию Удмуртии. Искусство удмуртского костюма Петр Данилов изучал не по книгам и альбомам, а в реальной жизни. Он вырос в Балтасинском районе Татарстана, где в удмуртских деревнях сохранились древние традиции национальной одежды, обогащенные воздействием татарской культуры. Потом изучил костюмы локальных групп удмуртов и поразился их разнообразию.
Костюм балтасинских удмуртов был первым, который Данилов сшил для «Айкая». Его не спутаешь с другим. Женский головной убор напоминает большой бант. В переводе с удмуртского он называется «девочка с цветком». Женщины в этих местах носили нижний черный камзол с длинными рукавами, а поверх – белый зипун с короткими. А у мужчин – фартук с вышитым редким узором «пчелиные соты».
Самая большая коллекция удмуртских костюмов хранится в Национальном музее имени Кузебая Герда. Старший научный сотрудник отдела этнографии Серафима Лебедева побывала не в одной экспедиции, чтобы собрать все сохранившиеся разновидности национальной одежды. Правда, очень старых экспонатов здесь нет – самые ранние датируются серединой XIX века. Примечательно, что костюмы северных и южных удмуртов разительно отличаются друг от друга.
Надо сказать, мужская одежда рано утратила национальные черты, сведясь к рубашке-косоворотке и штанам. А вот женская – целая поэма. Одетая в полный праздничный или свадебный комплект удмуртка представляла собой завернутый кокон. Каждая деталь необычна не только по внешнему виду, но и по способу одевания, и даже по значению. Самые красивые – северные комплекты, в том числе кировские. Это холщовые туниковидные одежды, вышитые или аппликатированные красным орнаментом или нашивками. В их основе – рубашка и распашной кафтан. Белое носили летом. Зимнюю одежду шили из клетчатой, часто полушерстяной домотканины. Примечательно, что техника вышивки рукава женской рубахи «гордэн» столь сложна, что до сих пор не раскрыта. А к важным элементам одежды невесты относился нагрудник, без которого нельзя было играть свадьбу. Изображенный на нем лунный узор связан с культом плодородия. Ученые считают, что этот рисунок – восьмилучевая розетка – восходит к очень древнему культурному пласту. Очертания других узоров орнамента одежды напоминают пермский звериный стиль, на них можно встретить печально знаменитую свастику.
Отличается одежда удмуртов, проживающих в южных районах Удмуртской Республики, на территории Татарстана, Башкортостана, Пермской области и Марий Эл. В Балтасинском районе, например, к подолу пестротканого платья пришивают ситцевую фабричную оборку, в каждой деревне своего цвета, по которой можно определить место жительства женщины.
Интересны у удмуртов и головные уборы. Айшон – высокий нарядный колпак – берестяной кверху зауженный короб, обшитый холстом. Сверху рядами нашиты серебряные дореволюционные монеты достоинством 10, 15, 20 копеек. А по самому краю могли навесить копейки XVI–XVII веков. Эти монеты семья собирала в течение веков, они передавались по наследству. И потому на одном айшоне можно увидеть гривенники и пятаки разных веков. Поверх айшона накидывается вышитый платок-покрывало – сюлык, на который нашиты кисти с монетами, бисер, раковины каури, бусы. У кукмарских удмуртов сюлык прикрепляется к айшону в виде рогов. Самый высокий айшон достигал 35 см, но существовали и низкие, в 5–7 см, сделанные из луба.
Не обходились удмуртки и без украшений – бусы из раковин, бисера, монисто, чересплечное украшение, браслеты из металла и сережки. Монисто – самое распространенное украшение. У каждой группы удмуртов они разные. По номинальной стоимости монисто могли доходить до 70 руб. серебром (в старину для крестьян это были немалые деньги), а весили они до 3 кг. Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. В них проделывали отверстия и нашивали на тканую основу. Если семья попала в беду, например сгорела усадьба, украшение могли продать, но в основном оно передавалось из поколения в поколение. Также монеты нашивались на нагрудное украшение, на то, которое крепилось на левом плече (покойнику его надевали на правое), и даже на спинное. Встречаются монеты времен Ивана Грозного, петровские, павловские, екатерининские и другие. В советские времена использовали монеты и бляшки белого металла. Монетами украшали налобные повязки, девичьи шапочки такья.
Современные ижевские модельеры взяли на вооружение этнические мотивы. Например, Людмила Молчанова постоянно демонстрирует свои коллекции, рожденные под впечатлением от удмуртского национального костюма. Детали национальной одежды используют в своих изделиях и художники ижевской трикотажной фабрики «Сактон». Национальный костюм – экспонат всех этнографических выставок. Он продолжает жить вместе с народом, который его создал.
Ижевск