Самые крупные в нынешнем году потери понесли в Чечне федеральные силы. В минувший понедельник в Урус-Мартановском районе погибли 11 военнослужащих внутренних войск, пятеро получили ранения, один пропал без вести.
Трагедия произошла на федеральной трассе «Кавказ» неподалеку от селения Алхан-Юрт. Автомашина с милиционерами и солдатами внутренних войск МВД была подорвана радиоуправляемым фугасом, после чего боевики обстреляли ее из стрелкового оружия и гранатометов. Выехавший на подмогу попавшим в засаду бронетранспортер начал преследование отступивших боевиков и напоролся на еще один фугас. Броневая машина полностью выгорела, все погибшие ехали как раз на БТРе.
Похоже, сбываются прогнозы «НГ» (номер за 12.05.04) о неизбежной активизации сепаратистов после гибели президента Чечни Ахмада Кадырова. При этом боевики активизировали не только минную войну, но и перешли к тактике засад и даже нападений на места дислокации подразделений федеральных сил.
Последний раз подобные потери российские военные понесли в августе прошлого года, когда на фугасе подорвался грузовик с десантниками. Тогда погибли 11 человек, трое получили ранения.
Сотрудник пресс-бюро главкомата ВВ МВД РФ, отказавшийся представиться, сообщил «НГ», что не может дать дополнительную информацию, связанную с гибелью военнослужащих внутренних войск под Алхан-Юртом. Между тем в марте этого года главком ВВ генерал армии Вячеслав Тихомиров заявил «НГ», что «в Чечне почти в два раза в сравнении с прошлым годом сократилось количество погибших военнослужащих». При этом генерал отметил, что «с горечью приходится констатировать: мы пока не научились бороться с бандитами и международными террористами, не неся потерь». По данным главкома, по состоянию на 28 марта в Чечне в 2004 году погибли 16 военнослужащих внутренних войск МВД России. В апреле в результате терактов погибли еще несколько военнослужащих ВВ. С учетом последней трагедии получается, что в 2004 году в Чечне погибли уже более почти три десятка военнослужащих внутренних войск. Это меньше, чем в прошлые годы, но, если учесть, что речь идет о «мирной жизни в невоюющей республике», цифра потерь получается внушительной.
Заметим, что в понедельник же в Курчалойском районе на фугасе подорвалась автомашина «ГАЗ-2410», пострадали водитель и пассажирка. Вчера четыре милиционера получили ранения в результате подрыва «Урала» в Грозном. Днем ранее в Гудермесском районе Чечни федеральные силы вели бой с бандгруппой численностью 5–6 человек.
То есть активизация боевиков видна невооруженным взглядом. Не случайно вчера Грузия объявила о максимальном усилении границы на чеченском, дагестанском и ингушском направлениях. Будут открыты 10 новых погранпостов и усилены 9 старых.
«Наибольшие потери в Чечне, как показывает мой опыт участия в чеченских войнах, – заявил «НГ» бывший заместитель командира 106-й гвардейской дивизии ВДВ полковник Юрий Левченко, – мы несем в периоды так называемого «мирного затишья». Когда политики говорят о стабильности, на самом деле боевики ведут против нас настоящую войну, а войска действуют в условиях якобы мирной жизни».
О том, что ситуация в Чечне сложная, говорит и председатель комитета по обороне Совета Федерации РФ полковник запаса Виктор Озеров: «Ситуация в Чечне сложная. Об этом, в частности, свидетельствуют террористические акты, совершенные в последнее время. Однако мрачных прогнозов делать не буду. Федеральные силы держат ситуацию под контролем».
«Действительно, сейчас зеленка пошла, и у нас есть трудности, – заявил «НГ» депутат Госдумы от Чечни Руслан Ямадаев. – В связи с трауром, с перестановками в руководстве мы немного расслабились. Сейчас в горных местах идет операция, в том числе и с участием батальона «Восток», которым командует мой брат Сулим. А то, что произошло в Урус-Мартане и в Гудермесе, такое исключать нельзя. Но сейчас возьмем себя в руки и дадим им по башке».
«Не важно, будет обострение ситуации или не будет, – заявил «НГ» президент группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Де-факто взрывы, убийства в Чечне продолжались все время. Нет там никакой стабилизации и не было. Процесс будет продолжаться, и, полагаю, совершенно проигрышно для кремлевской администрации. Потому что идет борьба с устоявшимися ценностными ориентациями целого народа. В Чечне выросло поколение людей, которое намерено мстить России, которое видит в этом смысл жизни. Поэтому раньше или позже мы придем к тому, что проблему Чечни нужно решать иными, не силовыми методами. Вплоть, возможно, до отделения, сколь это ни прискорбно. Лучше было бы раньше, но скорее всего будет позже».