Губернатор Свердловской области Эдуард Россель показал местным депутатам, кто в Думе хозяин.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Первое после выборов заседание Свердловской областной Думы нового созыва показало, что на Среднем Урале, славящемся бескомпромиссным соперничеством властных и промышленных групп, парламентаризм приказал долго жить. Подтверждением тому стало безоговорочное доминирование в Думе депутатов, формально прошедших по спискам от «Единой России», а на самом деле подконтрольных региональной исполнительной власти.
Голосование по кандидатуре спикера Думы продемонстрировало, что губернатор Эдуард Россель может твердо рассчитывать на шестнадцать, а по некоторым опросам даже на двадцать один голос из двадцати восьми. Ввиду столь явного преимущества кое-кто из «единороссов» предложил было законодательно утвердить Николая Воронина в должности председателя ровно на два года – до следующей ротации половины депутатского корпуса. Предложение, правда, не прошло, но и проблем с избранием у г-на Воронина не возникло (в былые времена он всегда находился под дамокловым мечом, а сама процедура выборов спикера растягивалась на годы).
Небольшие проблемы, впрочем, возникли при утверждении председателей парламентских комитетов. Думское большинство вроде предусмотрело все, чтобы сохранить за собой большинство и в четырех созданных комитетах: по четыре твердых сторонника в каждом. Однако в ключевом комитете – по бюджету, финансам и налогам – случился сбой: депутаты настояли на тайном голосовании, в результате которого прежний его председатель Борис Чойнзонов сохранил за собой пост. Тайное вскоре стало явным: оказывается, коммунист Борис Змеев, проголосовав за Чойнзонова, распорядился своим голосом «неправильно», о чем ему и всем прочим сторонникам исполнительной ветви власти напомнил на срочно созванном совещании глава администрации губернатора Вениамин Голубицкий. В итоге Дума отказалась утверждать Бориса Чойнзонова главой комитета, чего до сих пор не было в истории среднеуральского парламентаризма.
«Единороссы» же пошли дальше в ломке традиций: четыре члена комитета собрались в пожарном порядке и приняли решение выдвинуть своим лидером Владимира Терешкова. Думу устроило такое решение, хотя, как заявил «НГ» член бюджетного комитета Сергей Архипов, он даже не знал о собрании членов комитета, между тем по регламенту депутатов следует предупреждать за сорок восемь часов. По мнению Архипова, данное нарушение может стать причиной для обращения в суд.
Борис Чойнзонов был также смещен и с должности руководителя прогубернаторской фракции «За родной Урал!», под флагами которой он два года назад пришел в Думу. Его и Константина Карякина хотели было совсем вычистить из фракции за «соглашательство» с «неправильными» финансово-промышленными группами, но передумали – возможно, потому, что ситуация в Думе, несмотря на доминирование «единороссов», остается непростой. Чего стоит хотя бы тот факт, что особняком от фракции «Единая Россия» существует группа «Единство и Отечество», в которую входят сторонники мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Все они, как писала в свое время «НГ», либо числятся в «Единой России», либо были исключены из партии под весьма надуманными предлогами с переходом контроля над ЕР к губернатору Росселю. Поэтому можно не сомневаться, что конфронтация однопартийцев в Думе неизбежна.
Не все понятно и с «единороссами», пришедшими в Думу при поддержке других оппонентов Росселя. При голосовании по ключевым вопросам они, видимо, будут действовать в русле общей стратегии, но вряд ли они будут так едины с прогубернаторски настроенными депутатами, когда речь зайдет о его преемнике. Так что расклад в парламенте может махом измениться, если Кремлю вдруг захочется поиграть в игру под названием «преемник».
Екатеринбург