В России идет коренная реформа органов местного самоуправления. Новый Закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предписывает регионам дробить действующие муниципальные образования и создавать новые. Правительство заявляет о необходимости разграничить полномочия между Центром, регионами и местным самоуправлением, декларируется необходимость определения собственных доходных источников для каждого уровня власти. Однако до сих пор неясно, как же будет работать новая раздробленная система местного самоуправления.
На наш взгляд, главный принцип самоуправления – обеспечить финансовую самостоятельность и заинтересованность местной власти – самой близкой к людям, на плечах которой лежит решение многих тяжелых социально-экономических вопросов жизни населения. Для этого местному самоуправлению нужны самостоятельные доходные источники.
Сегодня же все деньги поднимаются с мест, из регионов на федеральный уровень, и только после этого их предлагается распределять по всей России. Не поддерживаются точки роста, отсутствует стимулирование продуктивной работы на местах. Плодится сплошное иждивенчество. Деньги сверху имеют возможность получить те, кто больше просит. Такая политика абсурдна и губительна для местного самоуправления.
При этом регионы держат в неведении – мы не знаем, где находятся законы о разграничении полномочий между Центром, регионами и местным самоуправлением, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы по закреплению доходных источников. Правительство применяет технологию «заматывания» вопроса – под ковром идут бесконечные изменения законопроектов, их варианты всплывают то здесь, то там, и никто не знает, куда же вносить конкретные предложения. В итоге законопроекты вынесут на рассмотрение Госдумы РФ, которая их примет без согласования с регионами, а нам скажут, что мы опоздали дать поправки.
В итоге может получиться, что вся затеянная федеральным Центром реформа системы местного самоуправления обернется пшиком. К примеру, возникает вопрос – какие деньги мы будем делить между созданными мелкими муниципальными образованиями и что же это будут за органы местного самоуправления? В планах федерального Центра переложить на уровень местной власти строительство, содержание дорог и инженерных сооружений, строительство жилья для нуждающихся, ЖКХ, пожарную охрану и т.д. Но представьте: пять деревень и сел выделились в новое муниципальное образование. Где они возьмут деньги на решение этих задач, если у них априори нет налогооблагаемой базы? Малые города, если их отделить от большинства существующих сельских районов, смогут жить нормально, но вокруг, в районе, будет просто нищета. Таким поселковым органам управления придется жить на дотации из областного бюджета, который, в свою очередь, будет зависеть от федеральной казны. Денег из Москвы в сельской глубинке будут ждать долго. Такая система централизации всех финансов и распределения их по всем уголкам и весям в России из федерального Центра крайне неэффективна, это показал еще советский опыт тотального планирования. Большая часть субъектов РФ превратится в иждивенцев, у которых не будет стимула лучше работать, наращивать налоговую базу, если деньги все равно свалятся из Москвы.
Возникает и кадровая проблема. Если буквально следовать новому закону о местном самоуправлении, то в Ярославской области вместо 19 существующих должно появиться 242 муниципальных образования. На каждой новой территории необходимо как минимум четыре штатных единицы муниципальных служащих – глава администрации, заместитель, бухгалтер и делопроизводитель. Но где взять 1000 новых чиновников?
Мы прогнозируем, что в регионах будет возникать максимальное сопротивление дроблению муниципальных образований. На местах будут очень взвешенно и консервативно подходить к вопросам выделения новых органов местного самоуправления. Нельзя создавать новое небольшое муниципальное образование без собственной доходной базы. В противном случае мы только увеличим клубок проблем, которые придется расхлебывать на региональном и федеральном уровнях власти.