Мирное соседство разных религий с давних пор было одним из главных условий спокойной жизни Казани.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Межконфессиональное согласие в Татарстане, которым так гордилась не без основания республиканская власть, дало трещину. Чиновники администрации Казани закрывают глаза на разгорающийся конфликт между старообрядцами и католиками.
В октябре прошлого года на перекрестке улиц Свердлова и Айдинова был установлен большой дубовый крест и освящена земля под строительство католического храма. На торжественном мероприятии Римско-Католическую Церковь представлял посланник Папы, апостольский нунций Антонио Меннини, а городскую администрацию – мэр Камиль Исхаков. Присутствовали на мероприятии старообрядцы и православные, выступающие против начала строительства католического храма именно в этом месте, в двух шагах от старообрядческого храма, возведенного в начале XIX века.
Прослышав, что Римско-Католическая Церковь не собирается ограничиваться строительством одного храма в Казани, заволновались и мусульмане, которые не исключают, что следующая католическая церковь перекроет прихожанам дорогу в мечеть.
В беседе с корреспондентом «НГ» священник Ариэль Альварес, прибывший в Казань полтора года назад в помощь местному настоятелю Диогенису Аргентинесу, подтвердил, что у Римско-Католической Церкви большие планы строительства храмов по всей республике: «Это только начало, будем строить еще храмы здесь, в Казани, и вообще в Татарстане».
Сегодня казанский католический приход составляют около 150 прихожан, которые собираются вместе только по большим праздникам. Постоянно ходят на службу не более ста человек. В основном это русские и татары, а также несколько поляков, украинцев и прибалтов. Католический храм ютится в часовне Арского кладбища. Зимой, когда рано темнеет, многие прихожане опасаются здесь появляться. Однако священники уверены, что с появлением храма в более людном месте число прихожан будет расти.
Надо сказать, что с середины XIX века в Казани существует католический храм в стиле классического польского костела, расположенный на улице Горького, 30. Однако в советские годы в храме разместил аэродинамическую трубу Казанский авиационный институт (КАИ). Выступая на торжественном освящении земли, Камиль Исхаков, памятуя о грядущих муниципальных выборах, слова подбирал осторожно: дескать, католический храм закладываем взамен утраченного.
Казань с давних пор делится на три части, определяющиеся, в частности, и религиозной принадлежностью их обитателей. За озером Кабан раскинулась мусульманская часть с соборной мечетью Марджани, которой начинается ныне возрождаемая Старо-Татарская, дышащая седой историей, слобода. Здесь столько мечетей, возведенных богатыми купцами, медресе, добротных подворий, домов-музеев мусульманских духовных деятелей и татарских просветителей, что этот уголок Казани воспринимаешь не иначе, как музей под открытым небом.
По другую сторону озера Кабан – Рабочая слобода, обживаемая с XVII века трудолюбивыми старообрядцами с их молельными домами. В десятые годы XIX века купец Гребенщиков построил старообрядцам Поморского Согласия церковь Казанской Богородицы со звонницей над входом. А другой известный старообрядец, купец-благотворитель Яков Шамов – больницу для бедных, известную в городе как Шамовская.
Золотые православные купола хранили мир и покой аристократического района Казани, обитель императорского университета, старейшего учительского института и третьего в России ветеринарного института, художественного и музыкального училищ, семинарий, гимназий и театров. В них были заняты и селились поблизости от места работы иностранцы. Для них в этом «дворянском раю» на параллельных улицах с разницей в пять лет в середине XIX века были построены католический храм (1858 г.), здание которого и теперь стоит на улице Горького, и лютеранская церковь Святой Екатерины (1863 г.).
Мэр Исхаков, выступая на церемонии освящения, «забыл» упомянуть, что КАИ переезжает в другой район Казани, уже освободил один памятник архитектуры – Казанское художественное училище, и сейчас ведется разговор о переносе аэродинамической трубы из здания храма на улице Горького.
Почему бы Католической Церкви не поставить вопрос о восстановлении исторической справедливости, возвращении ей здания костела и не заняться его восстановлением? Видимо, потому, что самый малочисленный, меньше ста тысяч жителей, Вахитовский (некогда аристократический) район Казани, ее деловой центр, где стоит старинный костел, вряд ли поможет католикам с их проблемой роста числа прихожан.
Старообрядцы, вот уже полгода пытаясь добиться сохранения своих интересов, прихода и территории, направляли письма президенту РТ Минтимеру Шаймиеву и президенту РФ Владимиру Путину. Однако все послания переадресовывались в городскую администрацию, чиновники которой не устают отписываться: «Закон не запрещает строить католический храм в этой части города».
Казань