На российской политической сцене впервые в истории попытаются играть по системе Станиславского.
Фото ИТАР-ТАСС
Начиная с декабря прошлого года в 21 субъекте РФ прошли выборы глав региональной исполнительной власти. До конца нынешнего года пройдут еще в 11. Не сказать чтобы политический ландшафт российских регионов очень уж радикально менялся в результате этих выборов, но некоторое движение налицо.
Особенно показательны в этом отношении выборы, прошедшие в марте и начале апреля. Там, где все решилось в первом туре, победили действующие главы регионов. Зато второй тур, прошедший в четырех регионах, впору назвать наглядным пособием по основным тенденциям развития региональной власти. Победители этих выборов представляют (с некоторой долей условности, конечно) по крайней мере три разных поколения российских губернаторов. Здесь и действующий губернатор, и предприниматель, и генерал, и уж совсем небывалая ранее разновидность регионального политика – эстрадный артист. Станет ли приход профессиональных юмористов во власть системой, пока сказать трудно. Зато и предприниматель, и генерал представляют две самые серьезные тенденции.
Еще в самый разгар царствования того поколения губернаторов, которых принято именовать «крепкими хозяйственниками» и которые в основном вышли из советско-партийной и хозяйственной номенклатуры, была ясна ограниченность их ресурса – не административного, который направлен на укрепление и сохранение своей власти, а ресурса творческого, созидательного. И уже тогда в борьбе за региональную власть в России с ними стали конкурировать служаки, а затем и бизнесмены. В какой-то степени эта конкуренция на региональном уровне предвосхитила нынешнее противостояние «силовиков» и «рыночников» на уровне федерального руководства.
Генералу-десантнику Георгию Шпаку предстоит на примере довольно проблемной Рязанской области доказать то, чего по большому счету не удалось доказать ни генералу ФСБ Кулакову в Воронежской области, ни армейскому генералу Шаманову – в Ульяновской. Серьезных экономических успехов не добился никто из генералов-губернаторов, может быть, за исключением только Бориса Громова. Тем не менее их полку прибавляется. И не только потому, что Кремль двигает силовиков во власть. Избиратель не теряет надежды, что человек, управлявший армией, а то и поболее, сумеет управиться и с гражданским хозяйством – а их, таких умеющих, в стране большая нехватка. Конечно, почему бы и военному не стать выдающимся политиком, чего не бывает. Но что-то пока российских де Голлей и Эйзенхауэров не видно.
Высококлассных менеджеров нового поколения среди региональных лидеров пока немного. Однако их губернаторский «бизнес-клуб» тоже регулярно пополняется. На мартовских выборах губернатором Архангельской области стал предприниматель Николай Киселев, а в декабре губернатором Тверской области избран Дмитрий Зеленин. С ним связана еще одна любопытная тенденция в формировании российской региональной власти.
Зеленин на момент избрания работал заместителем председателя Госкомспорта. Но занимался он там финансовой сферой, а ранее входил в состав советов директоров ЗИЛа и «Пермских моторов», был председателем правления Ресурс-банка. Он инициатор создания и председатель Ассоциации менеджеров. Одно время работал первым вице-президентом «Норильского никеля». Таким образом, сегодня среди российских губернаторов уже три выходца из этой компании: кроме Дмитрия Зеленина это Александр Хлопонин в Красноярском крае и Сергей Бударгин в Таймырском автономном округе.
Представителям бизнес-элиты, ставшим губернаторами, впрочем, тоже пока трудно похвастаться выдающимися успехами. Даже если губернатором проблемного региона становится менеджер высокого класса, регион не расцветает в один миг. Однако менеджерский подход к управлению регионом – то есть подход к нему как к большому предприятию, все же представляется более адекватным, чем армейский принцип управления.
Первое поколение российских губернаторов медленно, но верно сходит со сцены, хотя частично заменяется партийными кадрами новейшей формации. Второе, которым можно, опять же с долей условности, считать военных, держится крепко и будет держаться и расширяться, пока существуют в стране депрессивные регионы с надеждой на крепкую генеральскую руку, а федеральный Центр эту надежду культивирует. Третье, менеджерское, видимо, тоже будет и держаться, и расширяться, потому что в конце концов должен же кто-нибудь грамотно управлять регионами. Так и будут эти два клана в «единстве и борьбе» олицетворять попытку соединить в одной упряжке жесткую централизованную власть и рыночную экономику.
Очень интересно, каким будет четвертое поколение российской региональной власти. Пока в нашей условной классификации единственным претендентом на эту роль в истории виден Михаил Евдокимов. Он, безусловно, придал сухой политологической проблеме невероятную живость. Выражение «политическая сцена» с его приходом приобрело буквальное значение. В горбачевские времена была популярна шутка Жванецкого: «На концерты знаменитых экономистов билеты достать невозможно». С тех пор интерес публики к таким материям, как экономика и политика, почти сошел на нет. Так что будем благодарными новому алтайскому губернатору: он этот интерес оживил. Ничего не скажешь. Но остаются вопросы. Если военные привыкли управлять по уставу, деловые люди – по бизнес-плану, то по какой системе будет действовать Евдокимов? У Станиславского о региональной политике и экономике вроде бы ничего не сказано.