Схемы, по которым государственная собственность чудесным образом становится частной, уже отработаны до мелочей. У всех этих схем, цепочек и хитроумных планов есть одно общее место – желание стать владельцем лакомого кусочка государства.
В этом году наступила очередь пойти под приватизацию полиграфическим мощностям. Они, как правило, сосредоточены в так называемых Домах печати. И представляют собой, помимо полиграфических мощностей, большой набор недвижимости – от зданий, как правило, в центре города, до туристических баз и лагерей отдыха.
Например, есть Дом печати и в Самаре. Казалось бы, это государственное предприятие-монополист должно приносить баснословную прибыль государственной же казне. Ан нет. Уже в 1995 году предприятие оказалось на грани банкротства: счета арестованы, государство возбудило в отношении него процедуру банкротства, а в 1995 году в Самарском доме печати было введено внешнее управление. Спустя еще год прежний директор Владимир Полуянов был отправлен в отставку – ответил за «тяжелое» положение Дома печати. А арбитражным управляющим стал молодой журналист, заместитель главного редактора газеты областной администрации «Волжская коммуна» Дмитрий Сивиркин, которого порекомендовала на этот ответственный пост его начальник г-жа Татьяна Воскобойникова. Поддержал ее в решающую минуту и директор ЗАО «Самарский информационный концерн» г-н Валерий Бурла. К слову, «Самарский информационный концерн» – детище «Волжской коммуны».
Нетрудно догадаться, что процветания, т.е. прибыли государству, не получилось. Зато государев человек Сивиркин отблагодарил за поддержку «Самарский информационный концерн»: сдал ему площади в аренду по символическим ценам. Дмитрий Сивиркин и Татьяна Воскобойникова, как писали самарские газеты, тогда добились выделения бюджетного кредита на покупку офсетной машины для печати газет. Вспомнили о нем только через три года, да и не они, а проверяющие из областной счетной палаты. Они констатировали, как сообщило тогда ГТРК «Самара», что машина куплена и передана в частные руки ЗАО «Самарский информационный концерн». Последняя фирма – предприятие коммерческое. А вот на покупку офсетной машины для государственного предприятия «Самарский дом печати» денег уже не хватило. Сформированное таким образом предприятие начало действовать. Естественно, «Самарский информационный концерн» превратился в конкурента Дома печати, который, кстати, сидел на картотеке.
Динамичное развитие частного предприятия обошлось государству в 177 тыс. долл. Это установила, как пишет «Самарская панорама», все та же проверка счетной палаты. Но бизнесмены по-прежнему по-хозяйски распоряжались поступавшими из областной администрации средствами для создания на базе государственной газеты «Волжская коммуна» частных предприятий. Были созданы несколько соответствующих ООО и ЗАО, в уставном капитале которых приняли участие Дмитрий Сивиркин, Валерий Бурла и Татьяна Воскобойникова, а также их родственники и близкие лица.
В 2003 году государство заявило о необходимости приватизировать Самарский дом печати. Но что ж приватизировать, коль большая часть складов и производственных помещений была сдана в аренду третьим лицам, часть продана, а само оборудование дома печати на 50% представляло собой рухлядь.
Дом печати есть в каждом крупном городе России. Значит, и желающие получить его по сходной цене (читай: на халяву) тоже найдутся. И кто их сможет остановить? Если власть на местах относится к такой деятельности своих же чиновников настолько благосклонно, что не замечает того, что чиновники уверенно путают свой и государственный карманы.