Это удивительно, как быстро и неуклонно централизованные идеи овладевают массами на местах, после чего в соответствии с незабытыми классиками становятся материальной силой.
Идея укрупнения субъектов Российской Федерации долго носилась в воздухе, но без всякого результата, пока за нее не взялись централизованно. И вот что происходило дальше: в мае 2002 года глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Геннадий Савельев в интервью местной прессе еще называл идею слияния округа с Пермской областью «политической авантюрой»; в феврале 2003-го Геннадий Савельев и пермский губернатор Юрий Трутнев уже подписали меморандум об объединении двух субъектов РФ; в декабре 2003-го в референдуме по этому вопросу приняли участие 63% имеющих право голоса в двух регионах – рекордная явка за последнее десятилетие. «За» высказались 84% в области и 89% в округе. Депутаты обеих палат Федерального собрания дружно приняли конституционный закон об образовании нового субъекта Федерации – Пермского края, в минувшую пятницу его подписал президент.
У общественности тем временем возникают два основных вопроса: кому это объединение выгодно и кто следующий?
В новом законе говорится, что образование Пермского края «осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и повышения уровня жизни населения, проживающего в указанных субъектах РФ». Уровень развития экономики и уровень жизни в указанных субъектах сильно отличаются. Скажем, в округе насчитывается всего два десятка промышленных предприятий против четырех сотен в области, соответственно и объем промышленного производства в округе в прошлом году составлял менее процента от объема производства в области.
Процесс объединения должен завершиться к 2007 году, за это время округ должен получить около 5 млрд. руб. «приданого». Уже выделяются 200 млн. на газопровод до столицы округа Кудымкара, планируется строительство моста через Каму (840 млн. руб.), а там, глядишь, и железную дорогу в Кудымкар приведут.
«Еще три года, до 2006 года, округ принимает свой бюджет, за это время нужно постараться максимально вытащить инвестиции на округ», – заявил в интервью пермской газете глава округа Геннадий Савельев. То есть в ближайшие годы округ, и ранее дотационный, будет дотироваться усиленно. Так ли необходимо для усиленных финансовых вливаний было менять федеративное устройство государства? Когда дотации из Центра закончатся, эта обязанность ляжет на плечи сильной Пермской области. Вырастет ли при этом уровень жизни пермяков?
Пока экономическая перспектива не слишком ясна, говорить скорее следует о политических результатах совершающегося объединения.
Главный политический результат получил президент. Владимир Путин убедился, что если будет указание объединяться, то объединяться будут. Стало быть, процесс централизации власти и упрощения ее структуры может быть продолжен.
И еще один результат налицо. Энтузиаст объединения Юрий Трутнев теперь уже не губернатор, а федеральный министр – единственный из региональных лидеров, попавший в состав кабинета. Мало того, въедливые аналитики тут же пустили гулять версию, что, дескать, Трутнев-то и есть тот самый кандидат в преемники Путина, о котором все гадают. Вот что значит поймать попутную волну! Проблема теперь в том, чтобы на ней удержаться.
Этим не ограничивается политический результат. Если будут образовываться новые субъекты Федерации, значит, «старым» губернаторам «спишут» их прежние сроки и они смогут еще долго править вновь созданными регионами. На новых избирательных кампаниях, как и на самом сложном и противоречивом процессе объединения, прибавится силы и у оппозиции – в общем, всем дело найдется. Кстати, не следует путать упрощение структуры власти с сокращением ее численного состава – «для обеспечения переходного периода» потребуется дополнительный «призыв» в чиновничью армию.
В результате никто не упрекнет Россию в отсутствии бурной политической жизни. А сигнал к началу этой жизни в каждом отдельно взятом регионе поступит из Центра.