Не только острой шашкой, но и изысканным кафтаном всегда любили блеснуть донские казаки. Одежда была для них не только показателем достатка, но и признаком удали. На протяжении веков наряды для себя и своих жен казаки добывали в боевых походах, нередко расплачиваясь за них кровью.
Бешмет, кушак да сафьяновые сапоги
В одежде казаков естественным образом отразилась их древняя связь со степными народами: мужские шаровары с широким шагом (в узких на коня не сядешь) и заправленная в них рубаха. Практичность такой одежды была отмечена еще скифами. Поверх рубахи надевали бешмет. У каждого казака непременно был зипун. Венчал все это великолепие яркий парчовый или бархатный кафтан с серебряными или позолоченными пуговицами. Дополнением к нему служил пояс или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку. Завершала костюм шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой был из голубого или красного бархата, вышитый золотом или обложенный позументом.
Зимой носили шубы из лисьего или соболиного меха. Сапоги были татарского образца, с сильно загнутым носом, выделанные из сафьяна ярких цветов. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и «чирики» (туфли-калоши), которые надевали на ичиги либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары.
Цена казачьей одежды не всегда соответствовала достатку владельца, но была свидетельством его доблести в бою. И носили эту одежду только в особых случаях. А в поход ходили казаки в грубых суконных рубахах кавказского покроя, подпоясанных ремнем, широких шароварах, заправленных в голенище сапог, и в шапках из овчины. Волосы на голове подстригали кружком, «под горшок», любили носить бороды, а усы для казаков являлись предметом особой гордости.
И даже великий реформатор Петр I, безжалостно рубивший бороды у московских бояр, на казачьи «аксессуары» замахнуться не посмел. Попыталась было ввести кардинальные изменения в казачьей одежде Екатерина II, но тоже не справилась. И только в 1801 году «высочайшим императорским повелением» была предписана обязательная военная форма всему Войску донскому, которая состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера.
Куртку, чекмень и шаровары шили из синего (киндичного) сукна с красными выпушками и широкими лампасами, которые имели особое значение для казака. Считалось, что введены они впервые легендарным атаманом Матвеем Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, на одежде половцев и даже еще раньше – у скифов. Дело в том, что при Платове ношение лампасов было узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно по сей день так гордятся ими казаки.
Шашке и фуражке – почет особый
О лампасах на Дону ходит следующая легенда. Как известно, царь присылал казакам за военную службу жалованье в виде оружия, хлеба и сукна красного и синего цветов. Но однажды привезли синего сукна в достаточном количестве, а красного мало. На Круге было решено, как и раньше, делить все поровну. В результате красного сукна досталось каждому лишь по небольшой ленточке, которой хватило для того, чтобы на синие штаны нашить лампасы.
В конце XIX века была введена новая форма, просуществовавшая с некоторыми изменениями до революции 1917 года. Темно-синий мундир с красной окантовкой. Такого же цвета шаровары, удлиненная шинель из грубого сукна защитного цвета. Головные уборы – фуражки и папахи. Казачья фуражка носилась сдвинутой на правую сторону, чтобы слева был виден знаменитый казачий чуб. Кстати, военная форма прочно вошла в быт казаков – фуражку, гимнастерку, шаровары носили и дома.
Особо стоит сказать о головном уборе казака. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку. Вызовом на поединок была сбитая с головы шапка. Фуражку убитого казака везли домой и клали на полочку перед иконой: защита семьи поручалась Богу. Особую роль шапка играла при выборе атамана на Круге. Как только атамана выбирали, он торжественно надевал шапку, а все казаки снимали их, признавая над собой его волю.
В 1936 году была сформирована Донская кавалерийская казачья дивизия, для которой установили военное обмундирование: шапка с красным верхом, синий суконный мундир, шаровары с красными лампасами, сапоги с длинными голенищами. На воротнике мундира – петлицы со знаками различия. В ноябре 1942 года был сформирован 5-й Донской кавалерийский казачий корпус. А через год в казачьих частях были введены погоны.
Хотя на Дону нет сегодня единства в казачьих рядах, форма, доставшаяся им от предков, у всех одна. Правда, не все могут ее приобрести – обмундирование стоит более 3 тыс. руб. Для хуторянина или станичника – деньги неподъемные. Зато своих атаманов они нередко видят в мундирах, пошитых в лучших столичных ателье.
Сарафан, сукман и перстенек
Казачки долго сохраняли одежду тех мест, откуда были родом. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве пленниц татарки, турчанки, ногайские женщины, чувствовалось влияние Востока. Верхнее платье – кубелек напоминало по покрою и форме татарский камзол. Жены казачьих старшин в одежде отличались восточной пышностью и богатством, наряды шили из парчи с серебряными или позолоченными пуговицами. Пояс был из цветного бархата, расшитого жемчугом.
Выйдя замуж, чтобы не принести вреда родне мужа, казачка должна была покрывать голову. Еще от древних славян идет поверье, что женщина обладает огромной магической силой. На Дону головные уборы казачек были заимствованы у русских. Девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами. Женщины надевали повойнички – мягкую шапочку, поверх которой повязывался платок. Шубы у казачек были длинные. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные на подъеме вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли из мягкой кожи на невысоком каблуке.
Как и все женщины, казачки любили украшения. Богатые носили серебряные и золотые браслеты, перстни. Серебряное кольцо на пальце левой руки означало, что девушка на выданье, на правой – просватана. Если кольцо с бирюзой – жених служит, ибо это камень тоски. Золотое кольцо на правой руке – замужем. Два золотых кольца на пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа).
Одежда с поневой (юбкой), сарафаном бытовала обычно на Верхнем Дону. Совершеннолетие отмечалось обрядом, когда «загоняли в поньку». Девочки начинали носить юбки с 15 лет при условии, что старшая сестра была просватана. Если же она была не замужем, то младшие должны были ходить в платьях, чтобы «не посадить старшую под корыто».
В середине XIX века казачки носили и сарафаны. На Дону их шили в основном без спинки, с высоким нагрудником, множеством оборок сзади, а украшали цветными лентами. А со временем в моду вошли юбки с кофточками. Чтобы юбка выглядела пышной, надевали под нее несколько нижних (иногда до пяти). Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской (такие кофточки назывались «кирассой»).
Отдельные детали гардероба казаков сохранились и по сей день. Во время работы женщины в разных районах Дона по-особому повязывают платки, а мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, в которые заправляют брюки, а всю легкую обувь называют «чириками».
* * *
Недавно в столице донского казачества Новочеркасске прошел губернаторский смотр муниципальных казачьих дружин Всевеликого войска донского. Четкие ряды казаков в парадной форме – белый верх, черный низ – напоминали милицейский строй. И в этом нет ничего удивительного – в 1930-е годы по распоряжению Сталина милицейская форма была скопирована с казачьей.
Ростов-на-Дону