Одна из главных причин, по которым, по которой муниципалитеты не могут в полном объеме выполнять возложенные на них функции, – хроническое отсутствие финансов. Причем, опираясь на многолетний опыт работы главой районной администрации на севере Карелии, могу твердо сказать: сил и средств у органов местного самоуправления с каждым годом остается все меньше. Полномочий, конечно же, стало больше, но как их реализовать, если под них нет соответствующего ресурса? Как удовлетворить все законные требования жителей, оказать всем страждущим требуемую помощь?
Особо хочу остановиться на непомерных долгах федерального Центра перед муниципалитетами за исполнение ими российских законов, гарантирующих социальные льготы ветеранам, инвалидам, малоимущим, другим категориям нуждающихся. По Кемскому району, к примеру, они составили за прошлый год почти 9,5 млн. руб. Еще около 1,3 млн. руб. задолжал республиканский бюджет по дополнительным карельским льготам. Для нашей небогатой территории подобная ноша явно непосильна.
Понимая остроту ситуации, на состоявшейся минувшей осенью сессии Горсовета депутаты приняли решение обратиться в высшие структуры российской власти по вопросу скорейшего возмещения накопившейся задолженности. Письма об этом еще в октябре были направлены председателю правительства, курирующему ЖКХ, вице-премьеру, председателю Госстроя, генеральному прокурору РФ. Единственным ответом стала полученная нами отписка из республиканской прокуратуры, куда сверху спустили указание для проверки: дескать, ровным счетом ничего нам не причитается, все льготы профинансированы федеральным бюджетом аж на 97%!
Конечно же, такая «липа» нас нисколько не удовлетворила. Мы повторили запросы снова, сообщив о намерении поставить вопрос перед президентом. И вновь получили обескураживающее разъяснение: решайте свои проблемы с республиканскими властями, поскольку межбюджетные отношения с Центром у Карелии отрегулированы. А наш Минфин, в свою очередь, утверждает, что по обеспечению федеральных льгот регион получил только треть положенных средств.
Мы же точно знаем одно: Кемский район упомянутые суммы вовсе не получил. Причем более 8 млн. руб. из них касаются задолженности по погашению 50-процентной оплаты коммунальных услуг льготникам, что прямо ведет к полному развалу предприятий ЖКХ района, кстати, уже проходивших процедуру банкротства. Не получая в полной мере деньги за оказанные услуги, три из шести новых коммунальных хозяйств опять влезли в серьезные долги по налогам. Это грозит очередным этапом банкротств. По нынешним нормам, наличие бюджетных долгов может привести к тому, что в конкурсную массу несостоятельных предприятий ЖКХ допустимо включение на продажу муниципального имущества. А это для местного самоуправления уже настоящая удавка.
Спрашивается: зачем же играть в одни ворота, перекладывая на муниципалитеты всю ответственность за проколы и волокиту, допускаемые чиновниками на других этажах власти? Если уж государство не может сейчас дать живые деньги на исполнение своих же обязательств, почему бы не провести в счет зафиксированных федеральных долгов списание налоговой задолженности системы ЖКХ перед бюджетом?
В нашем районе нет крупных градообразующих предприятий. Нам пришлось самостоятельно заниматься развитием собственных источников теплоснабжения, в том числе реконструкцией старых котельных, которые остаются именно муниципальными объектами. С учетом того, что построенные на реке Кемь гидростанции дают треть карельской электроэнергии, мы успели перевести часть городских котельных на электропитание. Но теперь электричество резко подорожало, что породило постоянные конфликты с «Карелэнерго» – тоже по регулированию долговых отношений. Ограничения в подаче электроэнергии, отключения фидеров порой продолжаются часами, отчего размораживается оборудование, инженерные сети┘
Понятно, что местные власти не допустили бы такого, имея достаточные деньги. Но сейчас, даже приближаясь к стопроцентному сбору платежей за коммунальные услуги, мы все равно попадаем в ту же бездонную льготную яму-ловушку. Конечно, и сами ищем резервы – сократив по всем отраслям до 80 штатных единиц, вышли на экономию фонда зарплаты на 2,5 млн. руб. Сопоставьте эту цифру с названной суммой долгов. Чтобы их покрыть, надо сократить едва ли не всю бюджетную сферу и само понятие «местное самоуправление». Если эти долги и впредь будут копиться под сенью благодушных липовых разъяснений, так оно вскоре и случится.