Криминогенная ситуация в Дагестане, похоже, достигла беспрецедентного накала. Только за первую декаду марта в республике совершено пять покушений на представителей власти. Вторая декада тоже началась с ЧП.
11 марта в Махачкале был подорван БТР с сотрудниками республиканского ОМОНа, погибли двое милиционеров, пятеро ранены. Также пострадал местный житель, оказавшийся рядом с местом взрыва. На следующий день в перестрелке пассажиров «Нивы» и «УАЗа» с постовыми на федеральной трассе «Кавказ» был убит один из нападавших, пятеро ранены. Все пассажиры задержаны. У них изъято большое количество оружия и боеприпасов.
За последние несколько лет в Дагестане были убиты десятки высокопоставленных чиновников, политиков и сотрудников правоохранительных органов. Эти преступления, кроме того, повлекли десятки случайных жертв. Создается впечатление, что в республике идет настоящая война. Не исключено, что она вызвана борьбой местных этнических кланов за власть, так как уже через два года президент многонациональной республики будет избираться всенародно, а не Госсоветом Дагестана. И не исключено, что уже сейчас боевые отряды различных кланов зачищают ветви власти от возможных конкурентов.
А быть может, речь идет об очередном переделе собственности. Или активизации ваххабитов, давно уже комфортно чувствующих себя на территории Дагестана. Но в любом случае происходящее свидетельствует о том, что власть в Дагестане не способна защитить от пуль наемных убийц и террористов не только рядовых жителей республики, но и себя. Самое время говорить о масштабном политическом кризисе в Дагестане, кстати, одной из самых дотационных республик в России. Более того, граничащей с Чечней.
Недавно убитый в Дагестане Руслан Гелаев, один из лидеров чеченских ваххабитов скрывался в горных районах республики почти три месяца. Его банда, перед тем как попытаться прорваться в Грузию, несколько недель отсиживалась в Цумадинском районе. Вряд ли это было бы возможно без поддержки местных жителей. Магомед Хабиев, до недавнего времени непримиримый полевой командир (ярый враг ваххабитов), сдался «гвардии» Кадырова, как известно, после многочасовых переговоров. Они проходили в Дагестане, где «министр обороны Ичкерии» спокойно отсиживался после боев в Чечне.
Кстати, пассажиры, затеявшие перестрелку на трассе «Кавказ», были чеченцами и имели при себе удостоверения сотрудников службы безопасности президента Чечни. То есть даже внутричеченские «разборки» сегодня перемещаются на территорию соседней республики. По сути, сегодня в Дагестане ситуация напоминает ту, что сложилась в Чечне в начале 90-х годов. Чем это закончилось, всем известно.