Новые автомобили для смоленских врачей «скорой помощи» – почти несбыточная мечта.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
На срочные вызовы жителей Смоленска ежедневно выезжает почти вдвое меньше бригад «Скорой помощи», чем требуется. По существующим нормативам областной центр, в котором проживают более 300 тыс. жителей, должны обслуживать не менее 30 бригад «Скорой», но из-за неисправности машин на вызовы сегодня выезжает почти половина требуемого количества. При том что количество вызовов в сутки достигает 500. В результате больным приходится ожидать приезда медиков по 40–60 минут. Бывали случаи, что из-за технической неисправности автомобили попадали в аварии.
Станция скорой медицинской помощи должна получать не менее восьми машин в год. В прошлом году автопарк станции, правда, пополнился шестью новыми автомобилями, и теперь общее число транспорта в нем достигает 40 (казалось бы, даже больше нормы). Но 25 автомобилей из них уже превысили допустимый срок эксплуатации (пять лет). Такие машины проводят больше времени в ремонте, нежели на выездах, а многие из них вообще пора списывать, ведь ценой поломки в пути может стать жизнь человека. Но расставаться с отслужившими машинами Управление имущества городской администрации не торопится – любой комиссии всегда можно предъявить полностью укомплектованный автопарк станции, не вдаваясь в подробности о его техническом состоянии.
Вопрос финансирования здравоохранения успел набить оскомину, и Смоленск не является исключением. К примеру, на той же станции скорой помощи уже привыкли, что во время оттепели с потолков кабинетов течет вода. Чтобы сохранить документацию, которая подлежит обязательному архивированию, в ненастную погоду сотрудники столы и шкафы накрывают полиэтиленовой пленкой. Давно смирились медики и с низкой зарплатой. Но опоздание к людям, нуждающимся в неотложной помощи, врачи считают преступлением.
Озабоченность состоянием санитарного автотранспорта не только города, но и региона выразил председатель комитета по социальной политике областной Думы, главный врач областной клинической больницы Евгений Каманин: «Ситуация не выдерживает никакой критики. Весьма красноречивым является факт полного исчезновения в регионе службы санитарной авиации. Раньше в ее распоряжении был один самолет и один вертолет, и мы на них могли тяжелобольных доставлять в медучреждения. Сейчас все перевозки осуществляются только автомобильным транспортом. При этом половина технических единиц просто выработала свой ресурс и подлежит списанию».
Этот разговор шел около года назад. Тогда даже появилась надежда, что к концу 2003 года дело сдвинется с мертвой точки и автопарк обновится на 30%. Основанием к этому послужило то, что губернатор подписал соответствующую программу. Увы, в реальности радужным ожиданиям сбыться не удалось – ситуация только усугубилась.
Городское здравоохранение на сегодняшний день финансируется бюджетом Смоленска. Надежд на изменение ситуации к лучшему медики не питают – мэр Владислав Халецкий не раз заявлял о возможном «банкротстве» казны города. Таким образом, заболевшим горожанам в трудную минуту надо полагаться лишь на случай, именно от него да от исправности автомобиля, на котором спешат на помощь врачи, зависит жизнь некоторых из них.
Смоленск