Избирательные кампании в России все больше напоминают остросюжетное кино.
Фото Reuters
Выборы депутатов Свердловской областной Думы, которые пройдут вместе с президентскими 14 марта, все больше походят на балаган.
«НГ» уже писала о том, как в самом начале избирательной кампании облизбирком под надуманными предлогами затягивал рассмотрение документов оппозиционных областной власти партий и блоков. В последний день все же рассмотрел, но уже после того, как банки закрылись и было нельзя открыть счет и внести залог. Все отказники опротестовали столь некорректное поведение избирательной комиссии. Однако судьба у них оказалась разная.
Блок «Союза бюджетников Урала», Партии пенсионеров и «Возрождения России» зарегистрировал Центризбирком, из-за чего пришлось сжигать отпечатанный тираж бюллетеней, стоивший внушительную сумму. Блоку «Родина», от которого открестился Сергей Глазьев, поскольку создавался блок якобы без его ведома сторонниками областных властей, повезло меньше: областной суд отказал ему в регистрации. Однако едва отпечатали новые бюллетени, как Верховный суд удовлетворил жалобу «Родины» и постановил зарегистрировать блок.
Облизбирком принял решение снять с регистрации Партию пенсионеров, поскольку от части стоящих в партийном списке «пенсионеров» поступили заявления о снятии своих кандидатур. Шаг насколько странный, настолько и продуманный: в свое время областным властям удалось включить в список лояльных им людей, что привело к скандалу с низложением Сергея Атрошенко с поста лидера партии. Естественно, когда подконтрольная «Родина» прошла сквозь сито Верховного суда, надобность в «пенсионерах» отпала, и демарш членов партии, включенных в списки, состоялся. Теперь участковые комиссии заняты тем, что вклеивают узкие полоски бумаги с названием блока «Родина» в графу, где стояла Партия пенсионеров.
Казалось бы, сюрпризы на этом закончились: Верховный суд накануне рассмотрел в числе последних жалобу блока СПС и «Яблока», который так же, как и «Родина», опротестовывал бездействие, по их мнению, облизбиркома. Верховный суд отказал в регистрации правым. Однако выяснилась еще одна неприятная деталь: пока отказники судились, облизбирком успел провести досрочные выборы в некоторых отдаленных территориях области по старым бюллетеням. Повлиять на исход выборов это, конечно, не может, но возник вопрос: как быть с нарушенными правами избирателей? Подумав, избирком сказал: «Ничего менять не будем. А если кому-то не нравится, пусть обращается в суд».
Многие избиратели смотрят на всю эту чехарду, организованную при деятельном участии федеральной и региональной власти, как на бесплатный цирк, о чем они и высказались в одном из самых последних опросов. Видимо, теперь, полагают политологи, власти, чтобы спасти лицо, а вернее, не провалить выборы, придется вовсю задействовать административный ресурс. Она уже начала его применять: мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий заявил на днях своим подчиненным, что прийти на выборы – прямая их обязанность, а не конституционное право.
Екатеринбург