Качество подготовки специалистов в российских вузах в большинстве случаев не соответствует требованиям современной экономики. Такое неутешительное заявление сделал на минувшей неделе заместитель министра образования РФ Юрий Шленов, выступая на совещании совета ректоров вузов Белгородской области. «Ослабление связей учебных заведений профессионального образования с промышленными предприятиями привело к отставанию образовательных систем от потребностей рынка, – сказал, в частности, г-н Шленов. – Вновь пришедшим в компанию сотрудникам приходится тратить по два-три года на переподготовку. А ведь по большому счету система образования должна подстраиваться под работодателей. Нужно расширять спектр образовательных услуг и специальностей с учетом новейших тенденций. На практике же получается так, что учебные заведения зачастую не знают, какие именно специалисты и в каком количестве нужны предприятиям региона».
Помимо несоответствия качества подготовки специалистов современным запросам общества серьезнейшую проблему для системы образования представляют также нехватка квалифицированных кадров в профессорско-преподавательской среде и демографический спад, в результате которого в России в ближайшие годы значительно сократится количество выпускников и абитуриентов. Министерство образования РФ видит выход из сложившейся ситуации в реализации комплекса мер, к которым относятся профильное обучение в старшей школе, ввод с 2006 года новых стандартов начального профессионального образования, передача в ведение субъектов Федерации учреждений начального и среднего профессионального образования, ввод целевых субсидий в образовательной сфере, организация целевого приема в вузы, предоставление студентам образовательного кредита с государственной гарантией. Ключевая роль отводится созданию реальных экономических, в том числе налоговых, механизмов стимулирования социального партнерства учреждений профессионального образования и предприятий различных форм собственности, вовлечения работодателей в процесс качественной подготовки кадров рабочих и специалистов.
На решение основных проблем российской образовательной сферы нацелена и Концепция непрерывного образования, охватывающая все стадии профессионального обучения – ПТУ, техникумы, вузы, послевузовскую подготовку, институты повышения квалификации. Планируется, что в апреле этого года проект Концепции появится на интернет-сайте Минобразования РФ. Затем состоится обсуждение проекта в субъектах Федерации, и ориентировочно в июне документ будет направлен на рассмотрение в правительство России. В случае утверждения концепция вступит в силу в 2005 году.
Первым этапом ее реализации должно стать формирование единой информационно-аналитической системы, которая позволит оптимизировать процесс сбора и обмена данными в регионах и ведомствах и вплотную заняться расчетами и прогнозами по подготовке специалистов в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях страны.
В этой связи Министерство образования РФ возлагает особые надежды на регионы, предлагая создавать в них так называемые рабочие советы по непрерывному образованию, в состав которых могут входить представители органов власти, специалисты образования, работодатели, меценаты. Идея уже вызвала большой интерес на местах: в Москву поступило около 150 проектов концепций непрерывного образования. Минобразования России готово проводить конкурс подобных программ и поддерживать те регионы, которые предложат наиболее эффективные методы решения проблемы. В рамках реализации концепции планируется также создание Национального совета по непрерывному образованию.