Вслед за Чечней и Дагестаном сразу несколько республик Северного Кавказа – Адыгея, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария объявили о проведении у себя милицейской акции по добровольной сдаче населением незаконно хранящегося оружия. Расставшимся обещают не только освобождение от уголовной ответственности, но и денежную компенсацию по потере «железного друга». Ранее в южных регионах дважды проводились аналогичные мероприятия, не считая всероссийской кампании «Вихрь-антитеррор».
Однако в Стране гор МВД в результате проведения акции оказалось в затруднительном положении – на выплаты у нее просто нет денег. До Москвы, которая обещала выделить средства, далеко. Поэтому бывшие владельцы оружия обращаются к милиции, которая в течение двух месяцев агитировала население поверить обещаниям широко разрекламированного мероприятия.
К тому же платить придется довольно много. Никто не ожидал, что результат акции превзойдет все смелые прогнозы. Вместо запланированного сбора оружия на 5 млн. рублей «железа» было сдано почти на 58 млн. рублей. Теперь Махачкала, чтобы сохранить остатки доверия населения к власти, вынуждена изыскивать хотя бы часть средств в республиканском бюджете.
«Конечно, перекраивать бюджет никто не будет, – отметил «НГ» депутат Народного собрания Дагестана Исрафил Магомедов, – но искать средства придется. Возможно, придется временно использовать средства, расчитанные на долгосрочные мероприятия, или за счет проектов, финансирование которых запланировано на середину и конец года. Вернуть эти средства позднее можно из федерального бюджета. А сейчас надо выполнять обещание».
Таким же образом вынуждены будут поступить власти КЧР, КБР и Адыгеи, где также нет средств на уже запущенную в наступившем году акцию. Маловероятно, что дагестанский успех со сбором оружия может быть продублирован в других северокавказских республиках, кроме приграничной с Чечней Ингушетии. В Нальчике с корр. «НГ» даже не стали делиться секретом размера денежного вознаграждения, который, казалось бы, должен быть известен всем, и прежде всего обладателям оружия. Зато в Черкесске не скрывают, что платить придется на треть меньше, чем в Дагестане, – 4 тысячи за автомат или пистолет. Почти в 5 раз меньше его стоимости на «черном рынке».
Ни сумма компенсации, ни опыт проведения акции в Дагестане, конечно, не прибавят оптимизма желающим расстаться со своим «железным другом». Так, по словам начальника отделения лицензионно-разрешительной работы Кабардино-Балкарии полковника Арсена Тлупова, «за весь 2003 год МВД республики изъяло 840 единиц огнестрельного оружия, а добровольно было сдано только 43 единицы». При этом только за год было выдано почти три тысячи лицензий и разрешений на приобретение разного вида «стволов» – от пистолетов и нарезных ружей до газовых пистолетов. Сколько в республиках незаконно хранящегося оружия, никто не берется сказать. Счет ведется на тысячи. И объявленная в южных регионах операция «Оружие» картины не прояснит все по той же причине: у МВД по-прежнему нет денег. А сама операция может оказаться малопродуктивным начинанием.
Однако, как отметил «НГ» политолог и правозащитник из Нальчика Мурад Мешхоев, население может смело расставаться с оружием, не опасаясь остаться без денежного вознаграждения. «Милиция будет неприятно удивлена, если люди в массовом порядке обратятся в суды, приложив к иску протокол о добровольной сдаче оружия. Решение судов будет только положительным», – убежден он.