Начавшийся год обещает пройти под знаком усиления борьбы с коррупцией. О необходимости «системной работы» по искоренению этого зла на недавней встрече с прокурорами заявил сам президент Владимир Путин. К антикоррупционному процессу подключился также и премьер Михаил Касьянов, по поручению президента возглавивший соответствующую правительственную комиссию. Это назначение выглядит символично: ведь коррупция – едва ли не главный тормоз экономических реформ, разъедающий ржавчиной многие ветви вертикали исполнительной власти. А значит, выводить ее следует с самых верхов, чем и пообещал вплотную заняться Касьянов. Какие же ведомства на прицеле у председателя правительства в первую очередь? Логично было бы предположить, что начавшаяся в прошлом году «чистка» силового блока продолжится внимательным анализом кадровых проблем в тех министерствах, что напрямую связаны с вопросами собственности. Ведь не секрет, что, к примеру, изгибы региональной вертикали Российского фонда федерального имущества нередко дают повод сомневаться в намерениях чиновников.
Свежий пример: осенью прошлого года начальником управления РФФИ в Волгограде был назначен известный в регионе предприниматель Алексей Колпокчи. С одной стороны, в привлечении на госслужбу в сектор управления федеральным имуществом бизнесменов есть свой резон: кто, как не предприниматели, умеют по-хозяйски сводить дебет с кредитом? Но, с другой стороны, имущественная сфера является настолько важной частью экономики, что требует особого подхода к подбору руководящих кадров. Увы, как оказалось, у правоохранительных органов имеется немало вопросов к новому начальнику волгоградского управления РФФИ. Спрашивается: почему же эти вопросы не были озвучены до состоявшегося назначения? Как выяснилось, ни с сотрудниками УБЭП, ни с чекистами, ни с представителями местной власти никто из вышестоящих ведомственных чиновников РФФИ и не подумал посоветоваться. Ситуация очень даже подозрительная. Как так: решается вопрос о назначении на должность, от которой зависят судьбы сотен предприятий и объектов недвижимости, а дело ладится тихим междусобойчиком!
И это не первый тревожный сигнал из имущественного фронта России. Создается впечатление, что для РФФИ стало обычной практикой потихоньку распоряжаться государственным имуществом. Это настолько очевидно, что даже министр экономического развития Герман Греф однажды вынужден был заметить, что «мы не можем идти в процессе ускоренной приватизации, имея такого рода непрозрачные сделки». Тогда Герман Греф, министр атомной промышленности Александр Румянцев и министр финансов Алексей Кудрин открыто обвинили председателя РФФИ Владимира Малина в проведении непрозрачных и ангажированных сделок по приватизации некоторых нефтяных компаний («Коммерсант», 28.02.03) Причем во время спора Владимир Малин попытался оправдаться: мол, «решение принял совет директоров компании проектной приватизации». В ответ на что Герман Греф взорвался: «Я председатель совета директоров! Я могу рассказать, что приняли┘ Владимир Владимирович Малин принял решение о размещении и меня поставил в известность только после сделки!» В результате решения Малина акции были проданы дешевле и государство понесло убытки в миллионы долларов.
По мнению членов парламентской комиссии по согласованию назначений должностных лиц Ставропольского края, вопросы приватизации прямо упираются в проблему подбора руководящих кадров как в Центре, так и в регионах. На Северном Кавказе всем известно, что в вертикаль РФФИ порою вне всякого конкурса и обсуждений «встраиваются» знакомцы и одноклассники руководителя Российского фонда федерального имущества Малина. Но разве это тонкое обстоятельство освобождает таких назначенцев от необходимости наведения порядка на их участках федерального имущественного хозяйства? К сожалению, факты свидетельствуют о том, что в этой сфере в Южном федеральном округе далеко не все обстоит благополучно┘
В конце прошлого года исполняющим обязанности начальника отдела РФФИ по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесии был назначен бывший предприниматель Николай Мудрецов. Кандидатура нового начальника федерального имущества региона не только не была согласована с депутатским корпусом, но даже и не была заранее представлена ставропольскому губернатору Александру Черногорову. Впрочем, с такой «забывчивостью» руководителей вертикали РФФИ еще можно было бы смириться, если бы не другие, более серьезные обстоятельства. Так, у членов комиссии по согласованию назначений должностных лиц на Ставрополье есть основания полагать, что Мудрецов по своим моральным и деловым качествам не может занимать пост начальника отдела по управлению федеральным имуществом края.
Начать с того, что на свою нынешнюю должность Николай Мудрецов пришел из руководства ООО «Славяновское», 45 процентов акций которого принадлежит Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса МИД РФ. Известно, что им же была организована и фирма ООО со сходным названием «Славяновское-Орбита». И как мне известно, именно он способствовал наполнению ее активами, выведенными из наполовину государственного ООО «Славяновское». В результате предприятие, в учредителях которого по-прежнему значится хозяйственная структура Министерства иностранных дел РФ, оказалось на грани банкротства. Так, задолженность ООО «Славяновское» по платежам в бюджет и внебюджетные фонды достигла уже без малого 10 миллионов рублей. Налицо типичная схема искусственного банкротства госпредприятия, на котором кто-то неплохо погреет руки. И вот после столь успешной предпринимательской деятельности такого коммерсанта назначают распоряжаться федеральным имуществом┘
Ввиду всей серьезности ситуации депутаты Ставропольской Думы намерены обратиться к президенту России Владимиру Путину. Глава государства четко обозначил направление борьбы с коррупцией в органах власти, заявив, что эта борьба не должна ограничиваться громкими рапортами по единичным случаям. Однако на местах и в отдельных ведомствах сигнал президента, похоже, еще не услышали. А если этот сигнал и дошел, то чиновники не спешат использовать его как руководство к действию. Ситуация с кадровыми назначениями в Северо-Кавказском региональном управлении РФФИ – яркий тому пример.