Лавры первого президента Ичкерии Джохара Дудаева не дают покоя нынешнему главе республики Ахмаду Кадырову.
Фото Владимира Сварцевича (НГ-фото)
Вчера на пресс-конференции в Грозном президент Чечни Ахмад Кадыров заявил, что будет добиваться передачи МВД республики функций руководства контртеррористической операцией. «У нас достаточно сил и опыта для борьбы с терроризмом, – заявил Ахмад-Хаджи, – и я уверен в том, что сотрудники МВД Чечни способны нести полную ответственность за состояние дел на территории республики».
Признав, впрочем, что в самом МВД продолжается чистка рядов, Кадыров так обосновал свои требования: «В настоящее время функции борьбы с терроризмом выполняют подразделения многочисленных силовых и правоохранительных ведомств, а в этих условиях трудно проследить за тем, чтобы законность соблюдалась в полном объеме».
Похоже, Ахмад Кадыров продолжает действовать в рамках своей излюбленной стратегии, пытаясь забрать себе как можно больше полномочий, сохраняя лояльность только лично президенту России. Ранее он последовательно оттеснял контролеров над финансовыми потоками (об этом говорит история с бывшим премьером Михаилом Бабичем и с нынешним Анатолием Поповым), а сейчас он оттесняет контролеров над силовыми действиями, позиционируя себя как единственного и незаменимого партнера Кремля в чеченском урегулировании.
«Ахмад-Хаджи обеспечивает себе политическое будущее под лозунгом «Стабильность в Чечне – это Кадыров, а если нет Кадырова, то нет и стабильности, – заявил корреспонденту «НГ» президент группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Но, по существу, он формирует тем самым абсолютно авторитарный режим на территории республики.И для Кремля это не самый лучший вариант, так как Кадыров – это человек, который психологически склонен диктовать, навязывать свои условия. Собственно, речь идет о шантаже, и это обычная технология Кадырова. Логика примерно такая: если Кремль не хочет, чтобы перед выборами 14 марта в Чечне произошло что-то экстраординарное, Кадыров должен получить чрезвычайные полномочия от Центра. К сожалению, Кремль часто идет на поводу у Ахмад-Хаджи, и сейчас мы получили разрушенную мононациональную республику, руководимую авторитарным, своенравным и практически неподконтрольным лидером, который склонен шантажировать власть, подтягивая под себя все властные ресурсы. Де-факто Кадыров и так располагает столь полным суверенитетом, что вполне может просто объявить о выходе из состава России».
В том, что ситуация в Чечне напоминает «период дудаевской суверенизации», убежден и заместитель председателя комитета по обороне Госдумы Виктор Илюхин. «У меня, – заявил депутат корреспонденту «НГ», – фигура Ахмада Кадырова всегда вызывала сомнение. Под эгидой нового лидера Чечня пытается добиться большего суверенитета, нежели другие субъекты Федерации. Настораживает то, что боевики, сложившие оружие, поступают на службу в батальоны службы безопасности президента, то есть происходит концентрация силовых структур под эгидой Кадырова. Кстати, управление федеральными силовыми структурами, тем более в рамках контртеррористической операции, должно оставаться в руках Центра, и российское законодательство иных вариантов не предусматривает».
Впрочем, эксперты «НГ» сомневаются, что федеральные силовые структуры отдадут пальму первенства в борьбе с чеченским терроризмом главе республики. «Скорее всего это пиар-акция господина Кадырова, – считает вице-президент Академии геополитических наук генерал-полковник Леонид Ивашов, – и попытка снять с себя ответственность за то, что происходит в Чечне. Кадыров, на мой взгляд, создает ситуацию для оправдания негативных проявлений в Чечне в будущем. Мол, я ставил вопрос, а Центр не пошел навстречу. Но если мы признаем тот факт, что чеченский терроризм имеет международные корни, им должны заниматься и МИД, и СВР, и ФСБ, и Минобороны, и все другие структуры. Во-вторых, боевики Масхадова и Басаева проводят теракты не только в Чечне, но и практически на всей территории РФ. Как Кадыров сможет предотвратить их из Чечни? Боевики действуют в Дагестане, Ингушетии, в других сопредельных республиках. И как отреагируют руководители этих субъектов на вмешательство Кадырова?»
«Это все несерьезно, – заявил «НГ» экс-спикер Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов. – Не передавать функции надо, а давно покончить с этой войной. А если не смогли, то надо выяснить причины и брать кого нужно за одно место. Кто несет ответственность, с того и спросить. А то ведь можно еще сто лет друг другу функции эти передавать. Похоже, ответственные за провал контртеррористической операции просто пытаются увести внимание общественности в сторону, потому что они там со своей политикой полностью обанкротились».
Нет иллюзий в отношении инициативы Кадырова и у правозащитников. Сам Ахмад-Хаджи вчера утверждал, что «права человека нарушаются во всем мире, и Чечня тут не является исключением», хотя ситуация «коренным образом изменилась». «Дело тут не в передаче функций, – заявил «НГ» руководитель правозащитного Центра «Мемориал» Олег Орлов. – Все это уже было: от армии к ФСБ, от ФСБ к МВД, теперь вот Кадыров хочет передать операцию МВД Чечни... Беда в другом. Именно те, кто принадлежит силовым ведомствам, каждый раз или почти всегда уходят от ответственности за свои преступления. Важны не передача каких-либо функций тому или иному ведомству, а четкое и внятное расследование совершенных преступлений с дальнейшим наказанием виновных. А пока ситуация в республике, что бы ни говорил г-н Кадыров, не изменилась. Да, уменьшилось количество преступлений во время зачисток, поскольку зачистки реже проводятся, зато увеличилось количество исчезновений людей во время адресных спецопераций. Людей как похищали, так и похищают».