Конструкторы утверждают, что стекло кабины Ми-24ПН не пробить даже из крупнокалиберного пулемета.
Фото Александра Шаповалова
На взлетной полосе завода «Роствертол» прошла передача Военно-воздушным силам России пяти вертолетов Ми-24ПН («пушка-ночь»). На ближайшее десятилетие машины этой серии станут основной боевой машиной армейской авиации. В свое время «вертушки» серии Ми-24 прибыли на «Роствертол» из боевых частей в довольно изношенном состоянии. На ростовском заводе они прошли капитальный ремонт и «глубокую» модернизацию, после которой получился фактически новый тип вертолета. Из-за внешнего вида летчики прозвали эту машину «крокодилом».
Считается, что вертолет Ми-24ПН должен сыграть решающую роль в борьбе с терроризмом. Без машин подобного класса практически невозможно проведение операций вроде той, что недавно проходила в горах Дагестана, где из-за сложного рельефа местности без способных действовать и днем и ночью боевых машин воевать практически невозможно.
«В войсках давно ждали этот вертолет, – заявил в Ростове главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. – Таким образом, мы прекратили «многосерийность» и сделали упор на модернизацию». По словам главкома, Ми-24ПН поступят в боевые части, дислоцированные на Северном Кавказе. Но для начала машины отправятся в Тверскую область, в вертолетный учебный центр в Торжок, для более точного изучения их боевых возможностей.
«Данной акцией, – заявил «НГ» бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов, – Россия показала, что отстает теперь от американцев, итальянцев или южноафриканцев максимум на 3–4 года, в то время как еще недавно этот разрыв составлял 15–20 лет. Впервые ночным оснащением Ми-24 мы начали заниматься в 1995 году. А американцы задолго до того работали по этому направлению – я сидел в кабине их первого «Апача» в 1990 году. Что касается «Апача», то это «голубь мира» против Ми-24. Ми-24 по всем показателям его бил и будет бить! Лишь когда «Апач» модернизировали, он стал сопоставим с Ми-24 и даже превосходит его. Но теперь у нас есть Ми-24ПН и будет Ми-28Н».
Правда, у ряда военных специалистов не улеглось чувство определенного недоумения, вызванное подчеркнутой помпезностью передачи Ми-24ПН, представленных чуть ли не как техника последнего, пятого поколения. Все-таки эти вертолеты, модернизируясь, находятся в боевом строю вот уже 35 лет. Один авиаэксперт, пожелавший остаться неизвестным, заявил «НГ», что Ми-24ПН «если уже и не косметический аналог простого Ми-24, то не очень далеко ушел от него. Ведь Россия в последние годы вкладывала минимальные средства в НИОКР, в то время как те же США за аналогичное время вложили в свои программы модернизаций авиатехники 100 миллиардов долларов». Кроме того, концепция даже «новейшего» Ми-28Н (которым, по словам главкома Михайлова, в будущем будет оснащен весь парк ударных вертолетов) закладывалась лет 15 назад и каких-то особых изменений не претерпела. В то время как уже требуется новое поколение бортового оборудования.
К тому же технические характеристики Ми-24ПН надо еще подтвердить. Причем не только в ходе полигонных испытаний (в том же Торжке), но и в боевых условиях. Тогда как американский «Апач» уже зарекомендовал себя в войне в Персидском заливе и модернизировался с учетом этого. В России же, по словам директора Центра анализа, стратегии и технологий Руслана Пухова, «в настоящий момент Министерство обороны из-за отсутствия средств остановило свой выбор на самой дешевой версии Ми-24».
Поэтому ясно, что торжественная передача вертолетов в Ростове носила больше характер пиар-акции. И Ми-24ПН, и Ми-28Н надо продавать за рубеж. Вот их и рекламируют. По словам генерального конструктора АО «Московский вертолетный завод им. Миля» Алексея Самусенко, средства, затраченные «Роствертолом» на изготовление Ми-28Н, будут возвращаться предприятию при серийных продажах. И даже назвал потенциальным покупателям примерную цену серийного Ми-28Н – около 12 млн. долл. («Апач» стоит 14 млн. долл.). Впрочем, через два года «ночной охотник» Ми-28Н должны будут запустить в серию, а уже к 2010 году Минобороны планирует закупить 50 этих боевых машин.
Ростов-на-Дону