Министру печати РФ Михаилу Лесину становится все сложнее бороться за самостоятельность российской прессы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Опасность введения цензуры для российских СМИ с беспокойством обсуждается не только журналистами – и неспроста, причины для беспокойства вполне реальны. А несколько лет назад так же обсуждали вопрос: как бы это запретить государственным структурам учреждать СМИ и владеть ими? Экстремальные оптимисты даже готовили что-то вроде закона «Об отделении прессы от государства». Сейчас разговоры на эту тему потеряли смысл. Во-первых, потому, что их перестали слушать «там, наверху», где творятся законы. Во-вторых, потому, что стало понятно: не в учредительстве дело и даже не в праве собственности. Частные СМИ вовсе не обязательно оказываются независимыми. У сегодняшней российской власти любого уровня всегда найдутся способы приручить, прижать, придушить – или почти всегда. Так что введение формальной цензуры совершенно необязательно. Власть прекрасно обойдется без нее. И уже обходится.
Пример: в Смоленской области только одна «Смоленская газета» учреждена областной властью – администрацией и Думой – и финансово им подконтрольна. Остальные СМИ финансируются своими учредителями и владельцами. Но... все владельцы лояльны к власти. И власть отвечает взаимностью. «Случаи откровенного давления на неугодные СМИ и журналистов отсутствуют, – сообщает собственный корреспондент «НГ», – поскольку и первые и вторые абсолютно беззубы». Так было не всегда. Но несколько редакторов местных изданий как-то без лишнего шума сменились, внешне все выглядело вполне благопристойно, этакая «ротация кадров», однако газеты заметно присмирели. А в Приморском крае чиновники местного «Белого дома» почти год вынашивали идею создания собственной газеты, но, похоже, поняли, что гораздо проще взяться за административные рычаги и управлять уже существующими изданиями и телеканалами.
При этом сказать, что в российских регионах нет независимых СМИ, значит ничего не сказать. Хотя бы потому, что таковые есть. Более того, они разнообразны и подразделяются на следующие основные категории: а) свободные, но бедные; б) небедные, но аполитичные; в) политизированные, но ангажированные; г) неангажированные, но бесшабашные и так далее. Все категории независимы, но каждая – на свой особый манер.
═
Если бизнес платит, он покупает
═
Свободных, но бедных мало, и становится все меньше. В Томске во время губернаторских выборов в сентябре прошлого года газета «Все для Вас» единственная отличалась аналитическим и острым взглядом на избирательную кампанию, но уже и тогда еженедельник едва-едва влачил существование, а когда выборы прошли и какое-никакое финансирование, связанное с ними, прекратилось, газета практически утратила жизнеспособность. Саратовская газета с оптимистичным названием «Богатей» уже несколько лет старается быть самостоятельной и критичной и при этом оставаться на плаву. Но это дается ей нелегко. Немало и изданий, выходящих нерегулярно, от случая к случаю, когда бывают деньги.
Не бедными, вполне финансово самостоятельными в основном оказываются издания московских издательских домов, таких, как «Жизнь» и «Провинция», и местные вкладки в «Комсомольскую правду», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты». Но и те и другие в большинстве случаев аполитичны и ограничиваются житейско-развлекательной тематикой. А если же не ограничиваются, то и независимости их приходит конец. В Приморском крае, например, в приложении к «Комсомольской правде» сняли бессменного главного редактора.
Но не зависящие от местных властей общественно-политические СМИ все-таки тоже существуют и тоже по-разному.
Президент Российского фонда защиты гласности Алексей Симонов недавно предложил новый способ укрепить независимую прессу: бизнесменам нужно сократить рекламные бюджеты для государственных СМИ и перенаправить их в независимую прессу. Но скорее всего бизнесмен все-таки направит деньги туда, где реклама эффективнее, например, благодаря большему тиражу, будь это СМИ хоть трижды государственным. Если же бизнесмен поступает наоборот, это уже не рекламный бюджет, а благотворительность (что бывает, но редко) или же, что куда вероятнее, это означает, что упомянутый бизнесмен покупает – если не СМИ целиком, то хотя бы право влияния на него.
Но, как точно сформулировал один из собкоров «НГ», «частные СМИ реально независимы от властей настолько, насколько это входит в планы их хозяев». А планы у хозяев могут быть двух разновидностей: экономические и политические – то есть тоже экономические, но с дальним прицелом.
═
Любовь как средство от «крамолы»
═
Если планы негосударственных учредителей совпадают с планами государственных чиновников, в региональной прессе воцаряются мир и благолепие. Так происходит, например, в Красноярском крае. По-настоящему независимых и самодостаточных, а тем более оппозиционных газет и телеканалов там практически не осталось. Крупнейшие финансово-промышленные группы, и прежде всего «Норильский никель», активно скупают теле- и радиоканалы. Критики в адрес губернатора Александра Хлопонина, выходца из «Норильского никеля», и его команды на местном телевидении практически не стало. Такая концентрация идеологических ресурсов в канун президентских выборов весьма полезна.
Некоторым исключением являлась телекомпания ТВК, но ее «оппозиционность» в большей степени объяснялась тем, что прежде она принадлежала Анатолию Быкову, а сейчас продолжает «щипать» губернатора скорее по инерции. Из печатных изданий резкие высказывания в адрес Хлопонина и его команды позволяет себе, пожалуй, только «Красноярская газета», издаваемая депутатом Законодательного собрания Олегом Пащенко.
Еще лучше, когда владельцы частных СМИ испытывают к властям искреннюю любовь. Как случается в Татарстане.
В частной газете «Звезда Поволжья» (учредитель и редактор – многолетний член Демократической партии России Рашит Ахметов) о президенте республики говорится так: «Вполне возможно, если Татарстан сольется с Башкортостаном, то новый российский центр переместится в Казань, и Шаймиев, как Калита в свое время, будет выполнять роль нового собирателя российских земель». Такие передовицы о величии и мощи Шаймиева можно найти в каждом номере «Звезды Поволжья».
В другой частной газете «Восточный экспресс» (ею владеет хозяин популярного в Казани телеканала «Эфир» Андрей Григорьев) главный редактор Рашид Галлямов, размышляя о том, как назвать собрание «всего цвета директорского корпуса вкупе с высшими республиканскими чиновниками», находит подходящий термин: «Совет директоров! Совет директоров корпорации Tatarstan». И дальше: «Собрание осенял мудрый председатель совета директоров корпорации Минтимер Шаймиев». При такой любви откуда взяться оппозиционности?
═
Свобода не конкурент для коммерции
═
Когда планы и интересы частных владельцев СМИ не выходят за рамки коммерции, тоже обходится без «кровопролития». Коммерция – дело хрупкое, от властей зависимое.
В Свердловской области немало СМИ, учрежденных деловыми структурами или частными лицами. Медиахолдинг «4-й канал» помимо одноименного телеканала включает 51-й ДМ канал, газету, несколько радиостанций. «АБАК-пресс», контролируемый физическими лицами, выпускает несколько деловых журналов. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) контролирует телеканал АТН, газету «Подробности». Предприниматель Павел Федулев владеет 10-м каналом. Физическому лицу, работающему на УГМК, принадлежит газета «Деловой Урал». «Уралтрансгаз» финансирует газету «На смену!». Но эти СМИ, как правило, соблюдают политический нейтралитет. Скажем, не вмешиваются в «битву» мэра Екатеринбурга Чернецкого и губернатора Росселя. Бизнес для них дороже.
Среди электронных СМИ Иркутской области в какой-то мере самостоятельным можно считать медиахолдинг «АС-Байкал ТВ», в структуре которого находится радиостанция «Эхо Москвы в Иркутске». Телеканал этого холдинга может себе позволить смелые комментарии, но на большую конфронтацию с региональными властями не пойдет – интересы бизнеса оказываются сильнее.
В Карелии заявляет о себе как о независимой ежедневная газета «Курьер Карелии», но на самом деле она контролируется предпринимателем Леонидом Белугой из окружения главы республики Сергея Катанандова.
В Северной столице вторая по значимости газета «Вечерний Петербург» издается при непосредственной финансовой поддержке Промстройбанка, напрямую связанного с правительством города.
В подобных ситуациях оппозиционности взяться неоткуда, почвы для нее нет. Почва для оппозиционности – конфликт. Или по-русски говоря, ссора. А ссорятся в этих кругах из-за денег и власти – имеющейся или желаемой.
═
Начальники бранятся – пресса тешится
═
В Иркутской области газета «Байкальские вести», можно сказать, специально появилась на свет для борьбы с губернатором Борисом Говориным. Главным учредителем газеты является бывший заместитель главы областной администрации Владимир Матиенко. Тираж газеты обычно не превышает 6 тыс. экземпляров, но в период выборных кампаний увеличивается раз в десять.
В Самарской области нет СМИ, которые бы издавались местными политиками, явно оппозиционными властям. Но есть несколько зарегистрированных и возобновляющих свою деятельность под выборы изданий, которые специализируются на оплаченной оппозиционности. Есть и другой вариант оппозиционности: например, муниципальная «Самарская газета» или ООО «Волжская заря», учредителем или совладельцем которых является мэрия Самары, в моменты обострения отношений между местным «Белым домом» и самарским «Серым домом» (так здесь некоторые именуют мэрию) выступают как классическая оппозиционная пресса.
Депутат ярославского муниципалитета Александр Симон в прошлом году под выборы издавал на свои и привлеченные средства газету «Вечерний Ярославль», в которой, не стесняясь в выражениях, клеймил мэра Ярославля Виктора Волончунаса и его команду. Газета «Именем закона», независимая от областной власти и оппозиционная к ней, издавалась перед выборами двумя учредителями и хулила ярославского губернатора Анатолия Лисицына, восхваляя его соперника – депутата ГД РФ Сергея Загидуллина. Вряд ли без финансовой помощи последнего она могла распространяться 100-тысячными тиражами. После выборов 7 декабря и «Вечерний Ярославль», и «Именем закона» пока пропали, но, возможно, они еще понадобятся: 14 марта 2004 года одновременно с президентскими выборами в Ярославской области будут выборы депутатов Госдумы области, муниципалитетов и глав муниципальных образований.
За счет противостояния властных фигур и структур создается некоторая видимость свободы слова и «плюрализма мнений» и в Саратовской области. Например, в периоды обострения конфликта между губернатором Дмитрием Аяцковым и мэром Саратова Юрием Аксененко газеты, издаваемые областным правительством и мэрией, активно выискивают недостатки не только в работе отдельных представителей «вражеских» структур, но и друг в друге.
Явно оппозиционных областной власти политиков, имеющих собственные издания, в Саратове нет. Если не считать таковым вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина, а таковым изданием журнал «Общественное мнение», где Володин постоянно фигурирует. Володин, бывший заместитель Аяцкова, интереса к области не теряет, и некоторые наблюдатели допускают возможность его участия в губернаторских выборах весной 2005 года.
Выходит в Саратове – уже более года – и еженедельная общественно-политическая газета «Новые времена», которая финансируется одной из местных финансово-промышленных групп с политическими амбициями – судя по газете, большими и далеко идущими. Эта газета может опубликовать корректное интервью с губернатором, а может – язвительную критику в его адрес.
═
Не будем обольщаться
═
Повторимся: вводить прямую цензуру чиновникам не очень-то и нужно.
В Приморье перед самым Новым годом на бюджетном телеканале «ОТВ-Прим» прикрыли авторскую программу журналиста Рушана Янова, а самого ведущего отправили туда, откуда привезли специально под этот проект, – в Пензу. Причиной столь жестких оргвыводов стала невинная ремарка Янова в эфире о том, что он стряхнул перхоть с губернаторского пиджака, пристегивая к нему микрофон для интервью. Передача на самом деле была слащавей некуда, но один щелчок ногтем по шелушинке губернаторской перхоти лишил работы даже «своего» журналиста.
В Туле редактор областной газеты «Тульские известия» Александр Меситов был уволен после того, как газета опубликовала рекламный материал компании ЮКОС («НГ» писала об этом 15 января с.г.). Редактором назначили отставного подполковника, никогда до того в журналистике не работавшего.
В Томской области самостоятельная до поры газета «Деловой обзор», задев заместителя губернатора, одного из лидеров «Единой России», по решению суда должна была выплатить истцу в качестве компенсации за моральный ущерб 200 тыс. руб. Таких денег у владельца газеты не было. Газета не закрылась, но стала почти официозом «Единой России».
В общем, система работает четко и надежно – безо всякой цензуры. Хотя и дает иногда совершенно неожиданные эффекты. В октябре прошлого года редакция еженедельника «Саратовский расклад» заявила о пропаже свежеотпечатанного тиража. Редактор Владимир Спирягин выяснил, что тираж кто-то выкупил ночью прямо на вокзале (газета печатается в Пензе). Кто это сделал и из-за какого именно материала (в пропавшем номере, по словам Спирягина, было несколько критических выступлений) – так и осталось тайной. Удовлетворившись собственным расследованием, в правоохранительные органы редакция обращаться не стала. «Мы даже выиграли, – объяснил корреспонденту «НГ» редактор издания. – Получили и пиар, и деньги – обычно тираж полностью не расходится, а тут его выкупили целиком, так что получилась даже небольшая прибыль».
Но вернемся к ссоре, или, деликатно выражаясь, конфликту. Анализ существующей практики отношений между региональными властями и теми региональными СМИ, которые могут похвастаться реальной независимостью от властей, показывает: реальная независимость прессы сегодня основывается не на благих намерениях, не на светлых идеалах справедливости, равенства и братства. Она основывается на интересах владельцев СМИ и тех, кто стоит за ними и их поддерживает.
И, для того чтобы независимая пресса продолжала существовать, необходима ссора (а кому не нравится такое слово, пусть будет конфликт) этих владельцев и их интересов с интересами – нет, не страны, не региона, не его жителей. Необходим конфликт с интересами «приватизировавших» этот регион чиновников. Значит, нужны люди, имеющие свои интересы в этих регионах. Судя по всему, такие люди существуют. Значит, и недостатка в такого рода конфликтах пока не предвидится. Значит, независимая от нынешних властей пресса в российских регионах будет существовать.
Не будем обольщаться: потом, когда эти люди с помощью своей прессы придут к власти, они сами приватизируют в свою пользу и власть и прессу. Но независимость прессы на этом не закончится. Просто завершится очередной этап и все начнется с начала. Прессе только надо не зевать: появится кто-нибудь еще с новыми интересами. Главное, чтобы конфликт был. Это и марксисты признавали. Называли диалектикой.
Обзор подготовлен по сообщениям собственных корреспондентов «НГ»: Андрея Бондаренко (Самара), Светланы Бочаровой (Саратов), Игоря Вербы (Владивосток), Сергея Кеза (Иркутск), Веры Постновой (Казань), Светланы Савенок (Смоленск), Виктора Свинина (Томск), Евгения Соловьева (Ярославль), Владимира Терлецкого (Екатеринбург), Святослава Тимченко (Санкт-Петербург), Андрея Фарутина (Петрозаводск), Юрия Чувашева (Красноярск).