Заявление Ахмада Кадырова относительно пожизненного президентства для Владимира Путина не прошло мимо внимания российских политиков. Первым отреагировал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, заявивший, что "нужно снять все ограничения по срокам: пусть хорошие люди работают, плохих надо снимать на следующий день". И если президент Чечни в обмен на столь явную демонстрацию лояльности потребовал дать ему под контроль недра республики, Жириновский желает всего лишь увеличить срок депутатских полномочий до шести лет.
И хотя для подобных перемен нужны изменения в Конституции России, а лидер конституционного большинства в Госдуме Борис Грызлов вчера заявил, что поправки в Основной закон вноситься не будут, наблюдатели давно уже заметили: что у Владимира Вольфовича на языке, то у власти на уме. К примеру, о необходимости ликвидации "матрешечных" субъектов Федерации и создании "системы двух десятков губерний" Жириновский говорил еще лет десять назад. Сегодня процесс укрупнения регионов перешел в практическую фазу.
Так же, впрочем, как и назначение губернаторов. Несмотря на то что они избираются, давно уже подмечено: в условиях созданной Кремлем вертикали власти кандидат, не утвержденный сверху, не имеет ни единого шанса победить на выборах.
Заявления Кадырова и Жириновского "НГ" попросила прокомментировать президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского:
- Если бы речь шла о пожизненном президентстве, эту идею проанонсировали бы не эти политики. Это не их уровень. Реальная политическая проблема состоит в том, что Путин благодаря выборам, в основном именно думским, а не президентским прошлым и нынешним, окончательно поднялся над электоральным уровнем. И воспринимается не как избираемое лицо, а скорее как уже избранное. 71% рейтинга президента на выборах будет означать около 90% голосов. Я не хочу сказать, что это нормально, но это реальность. Отпустить восвояси, в частную жизнь человека, избранного более чем 90% голосов, политическая система, как правило, не может.
У нас система, которую римляне называли принципат. То есть республиканские свободные учреждения действуют, поскольку это гарантирует принцепс - первое лицо. И не Путин создавал систему либеральных реформ под государственные гарантии именно как безальтернативную систему. Ее создавали те, кого именуют демократами. И политический класс России имеет дело с собственным финалистом. Путин достроил систему. После 14 марта перед президентом со всей очевидностью станет колоссальная задача: что сделать для того, чтобы спокойно уйти в 2008 году? Система его не отпустит. Ибо избиратели всех выборных лиц в стране видят президентом только Путина. Ясно, что из политики ему уйти не удастся.
Как эта задача будет решена? Может, будет пауза в его президентстве с фактическим дуумвиратом, когда президент на следующие четыре года станет не преемником Путина, а его политической креатурой. То есть преемник будет управлять страной, находясь в тесном политическом общении с Путиным, а потом опять уступит ему место. Но возможны варианты.
А пожизненное президентство - это иносказание монархии и об этом речи быть не может. Идеальным была бы такая система конституционных институтов, которая позволила бы Путину отойти в сторону при том, что система дальше проявляла бы собственную устойчивость. Но мне трудно представить, как эта задача будет разрешена в следующие три года, к началу открытой фазы очередной президентской кампании.