Самарский руководитель программы Ан-140 Сергей Кузнецов (слева) и его харьковский коллега Игорь Попов (в центре)–два непосредственных координатора российско-украинского проекта.
Фото Андрея Савельева
На самарском ОАО "Авиакор-Авиационный завод" состоялась торжественная церемония передачи на летные испытания первого созданного на постсоветском пространстве пассажирского лайнера - ближнемагистрального самолета Ан-140, а также совещание по развитию его дальнейшего производства.
На "выкатке" из заводского цеха этой машины присутствовали почти 200 гостей из Москвы, Киева, Харькова, Самарской области и других российских регионов. Фюзеляж "ста сорокового" украсили два государственных флага - российский и украинский.
Освоение самолета Ан-140 на самарском авиазаводе начали еще 7 лет назад. В декабре 1996 года на Киевском АНТК им. академика О.Антонова самарцами была приобретена лицензия на выпуск "ста сороковых", в октябре 1999 года - собран фюзеляж первой машины. Но потом финансирование сборочных работ было практически прекращено, и почти 4 года остов недостроенного самолета пылился в сборочном цеху. Самарский губернатор Константин Титов вынужден был признать, что выбранный стратегический инвестор оказался слабоват, чтобы поднять в воздух этот самолет. "Пришлось искать стратегических партнеров за рубежом", - констатировал он. Их нашли на Украине в лице руководителей Харьковского государственного авиационного производственного предприятия, на котором в том же октябре 1999 года выпустили в полет первый серийный Ан-140. Харьковчане еще весной 2001 года помогли "поднять на крыло" первый иранский "сто сороковой", а теперь взялись помочь Самаре. Совместный российско-украинский проект возродился во многом благодаря активности и предприимчивости нового генерального директора Харьковского авиазавода Павла Науменко.
15 сентября прошлого года было зарегистрировано ЗАО "Совместное предприятие "Международный авиационный проект - 140". 25 сентября исполнительный директор совместного предприятия Игорь Попов, начальник цеха окончательной сборки ХГГАПП, прибыл в Самару во главе группы специалистов из Харькова и приступил к работе. "Вахтовики" из Харькова, численность которых достигала 80% всех рабочих, занятых на сборке, работали в две смены без выходных.
Как заметил корреспонденту "НГ" руководитель недавно начавшей свою работу в Самаре Торгово-экономической миссии Украины по Приволжскому федеральному округу первый секретарь посольства Украины Михаил Тульский, теперь самое главное - обеспечить все условия для серийного выпуска этого перспективного, востребованного на рынке российско-украинского самолета. И прежде всего приобретения его в лизинг российскими и украинскими авиакомпаниями. Кстати, в конце ноября в Самаре восемь российских авиакомпаний подписали консолидированный заказ на 23 самолета Ан-140. По словам председателя совета директоров "Авиакор-Авиационный завод" Альберта Авдошина, к ним поступили предварительные заказы почти на три десятка новых машин. Ан-140 должен заменить в России и на территории СНГ Як-40 и Ан-24, массовое списание которых должно начаться в 2004-2005 годах. Российским авиакомпаниям в ближайшие годы понадобится по крайней мере 100 "ста сороковых".
Самара