На прошлой неделе страна отметила первый юбилей первой Конституции новой России. По всем телеканалам показали сюжет о том, что российский народ не очень хорошо знаком со своей Конституцией и довольно смутно представляет, для чего она вообще существует. Однако при этом большинство опрошенных на улице сограждан считают, что Конституция нарушается. Такое вот стихийное мнение.
После этого гарант Конституции объяснил российскому народу, что главной задачей Конституции и государства является обеспечение реализации прав и свобод граждан. Права на жизнь. Права на свободу. Права на жилье. Права избирать и быть избранными. И если все остальные права - дело каждодневное, то право избирать и быть избранными включается в повестку дня довольно редко. Все реже и реже. Несомненно, существует прямая связь между недавними выборами и стойким мнением граждан о том, что Конституция и их права нарушаются. И нарушение своих прав граждане воспринимают все более болезненно. Связано это не с Конституцией, а с мироощущением людей. Оно менялось от конституции к конституции, от эпохи к эпохе. И сейчас оно тоже изменилось.
С конституциями у нас всегда было замечательно. От сталинской всем стало жить лучше и веселей. Брежневская вообще была просто загляденье - кстати, все наши нынешние права в ней тоже были гарантированы. С реализацией этих прав, особенно избирательного, однако, всегда выходил облом: кандидаты у нас были все как один от блока коммунистов и беспартийных, а их списки утверждались на той же площади, на которой утверждаются и сейчас. На Старой. Голосовать (не выбирать!) ходили, как на праздник, с духовыми оркестрами и буфетами. Явка на выборах была такая, что и в самом радужном сне не привидится нынешним "смотрящим" за выборами: 99,9%. Против всех тоже никто не голосовал, вот ведь как!
И чего не хватает нынешним избирателям? Духовых оркестров? Буфетов? Так ведь вместо них теперь зато реклама есть - смотри не хочу. Да что там реклама - есть реальный, всамделишный выбор, не то что раньше: каждый избиратель может теперь выбрать между коммунистами (пусть и игрушечными) и капиталистами, между радикалами и консерваторами, ну и так далее. А избиратели все равно голосовать не ходят, ну что ты с ними сделаешь - имеют право!
Сотрудники администрации президента придумали множество объяснений тому, почему народ не ходит на выборы и как народ на выборы заманить. Оказывается, народ не ходит на выборы потому, что не доверяет власти. Вопрос: какой власти? Ведь всем известно, что президенту наш народ доверяет! Правительство хоть и вызывает всякие отрицательные эмоции, однако назначается президентом и от выборов никак не зависит. Значит, не доверяет он именно законодательной власти, которую, собственно, и нужно избирать раз в четыре года. Народ, не участвуя в выборах, как бы сообщает своему президенту: мы тебя избрали, мы тебе доверяем, ты уж правь нами, как умеешь, только боярам своим воли не давай - обижают они нас. Вот так народ и делает свой выбор пассивно до тех пор, пока доверяет своему президенту. Причем как в масштабах всей нашей страны, так и в масштабах отдельной республики. Башкортостана, например.
Совсем другая история начинается, когда президент теряет доверие своего народа. Да, мы уже привыкли к тому, что у нас имеются демократические процедуры. Да, мы склонны их игнорировать, когда все у нас хорошо. Но когда "хорошо" заканчивается, мы приходим на выборы и голосуем против. Или не приходим на выборы, чтобы они были признаны несостоявшимися. Или приходим на выборы и голосуем за кого-то другого. А если уж мы голосуем за кого-то другого, то мы ожидаем, что наш выбор будет уважаться всеми, кто принял на себя обязательства играть по этим правилам. А если власть, понимая, что почва уходит у нее из-под ног, отменяет правила, которые сама же и предложила, то она должна понимать, что отменяет она их не только для себя, но и для народа. И тогда играть без правил будут все. Грузия нам это уже продемонстрировала. Башкортостан только собирается продемонстрировать.
Можно сколько угодно обвинять в организации переворота в Грузии американского посла и Фонд Сороса, можно указывать на ошибки Шеварднадзе, но необходимо отчетливо понимать, все это не имело бы такого эффекта, если бы чаша терпения грузинского народа не была переполнена произволом властей. С другой стороны, грузинская ситуация наглядно доказала, что всего за десять лет демократии действительно выросла политическая активность народа, который требует уважать его выбор, но формы, которые она может принимать, все еще далеки от европейских и американских.
Башкортостан - как и вся Россия - в этом смысле находится где-то посередине: на массовую фальсификацию результатов первого тура выборов президента республики кандидаты ответили судебными исками с требованием признать итоги выборов недействительными. Это - действия в правовом поле. Однако они тонут в пучине административного ресурса действующего президента: судебные власти Башкортостана затягивают рассмотрение иска, следственные органы под сильнейшим давлением администрации республики не предпринимают никаких действий по уголовному делу, связанному с изготовлением фальшивых бюллетеней для голосования.
Наблюдая за всей этой мышиной возней, народ Башкортостана понимает, что его опять пытаются держать за болвана. Но еще пяти лет счастья под властью Муртазы Рахимова республика уже не вынесет. Вспомним, если власть нарушает правила, то народ вправе защищать себя от нее. Пока что он делает это уже не парламентскими, но все еще вполне цивилизованными способами: в республике началась массовая голодовка с требованием честного пересчета голосов, проходят митинги, идет сбор подписей под обращениями к президенту России с требованием прекратить произвол местной администрации. Вы хотели подлинно демократического, политически активного общества, господа? Вы его получили. Уж не взыщите, если оно вам не очень нравится, - демократия, знаете ли.
А вот если народу не понравится, как вы с ним обращаетесь, тогда - гораздо хуже. Политическая активность уже есть, а политической культуры еще нет, да и правила вы сами отменили, помните? Российский бунт - бессмысленный и беспощадный, - это было написано про восстание Пугачева всего двести лет назад. События происходили на территории современного Башкортостана. Конечно, сейчас уже не те времена, города осаждать никто не станет. Но если обманутых людей через три месяца попросят прийти на выборы и поддержать гаранта Конституции, как вы думаете, господа со Старой площади, что они ответят?