Девушек учат готовить самогон перед замужеством, а мастерство проверяют на свадьбе.
Фото автора
В Удмуртии до сих пор хранят древнюю традицию приготовления и потребления кумышки. Так здесь называют местный самогон. По мнению ученых, слово "кумышка" произошло от тюркского слова "кумыс", который варился таким же способом, только из кобыльего молока. Технология приготовления кумышки проста и сохранилась по сей день: на огонь ставят котел с забродившей пшеницей или картошкой, над котлом - деревянная бочка с холодной водой, а через нее проходит медная труба. Из нее сочится готовый напиток. Вначале - крепкий, потом - послабее.
Удмурты южных районов делали кумышку слабой, крепостью в 2 градуса. Северяне, наоборот, всегда уважали крепкий напиток, который горит, если его поджечь. Большой популярностью пользуется в Удмуртии посятэм - кумышка, подкрашенная ягодами - малиной, черемухой, с добавлением меда. Ее подогревают на огне и пьют горячей. Это фактически глинтвейн, и употребляется в народе зимой. Вернется крестьянин после работы продрогший, а тут на столе дымящийся горячий душистый напиток. И продрог - не заболеешь.
В удмуртской деревне сохранились многие древние обычаи, а кумышка участвует во всех из них. Свадьба, похороны, земледельческие праздники, зимние ряжения, проводы в армию... У каждой хозяйки - свой напиток: и по вкусу, и по запаху, и по прозрачности, и по крепости. Кумышку варят только женщины. У кого-то она получается на удивление хорошо, у кого-то не выходит. Умелая хозяйка вызывает зависть, и чтоб соседи не сглазили, закваску делают без свидетелей. В деревне бытует обычай: надо незаметно унести стакан с остатками кумышки из того дома, где ее хорошо готовят, чтобы забрать себе умелость и удачу. Девушек учат варить кумышку перед замужеством, а проверяют мастерство невесты на свадьбе. Она обносит всех гостей своим так называемым "девичьим вином".
На открытии музея Владимира Короленко в Старом Мултане в первую очередь гостям поднесли кумышку, причем по особому старинному обряду: женщина держала большую бутыль под мышкой горизонтально, завернув ее предварительно в домотканое пестрое полотенце, и пела гостевую песню. Как тут не выпить, если даже не хочется. Нельзя же обидеть хозяев и нарушать веками проверенную церемонию.
Без кумышки не обходится республиканский праздник окончания посевной - "Гербер". Он проходит каждый год в разных районах республики. Здесь старинный обряд сопровождает награждение лучших механизаторов и выступление участников художественной самодеятельности.
В статье Орлова "Кумышка - водка вотяков", опубликованной в "Вестнике общественной гигиены, судебной и практической медицины" в 1891 году в Санкт-Петербурге, автор приводит сведения, что на каждого пьющего мужика в год приходилось не менее пяти ведер кумышки, а на зажиточную семью до тридцати ведер в год. Уже тогда врачи заметили, что среди удмуртов душевные болезни встречаются чаще, чем среди русского населения, и связывали это с обильным употребление этого напитка. Во всех проанализированных пробах кумышки, полученных приват-доцентом Казанского университета, содержался большой процент сивушных масел. На этом основании он сделал однозначный вывод: кумышка очень вредна для здоровья.
Кумышка с древности применялась удмуртами, марийцами и другими финно-угорскими племенами в религиозных обрядах. Как и другие галлюциногены, она позволяла войти в состояние эйфории, оторваться от реальности и соприкоснуться с богами. Этот обычай сохранился и среди современных удмуртов-язычников. Как сообщила корреспонденту "НГ" доктор исторических наук Людмила Христолюбова, в Алнашском районе Удмуртской Республики, где до сих пор проводят языческие моления, кумышка используется по своему ритуальному назначению, так же, как и тысячелетие назад. Перед обрядом женщины приносят ее и жертвенных животных для освящения. Прежде чем выйти к участникам коллективного моления, жрец-восясь употребляет напиток и в состоянии легкого опьянения освящает приношения. Потом проводит моление, и в финале все пришедшие на священное место устраивают совместную трапезу.
История кумышки - это история запретов, ограничений и разрешений на изготовление, которые сменяли друг друга. Иван Грозный даровал удмуртам право на курение этого напитка.
Сохранилась удмуртская легенда о том, что Екатерина II также разрешила гнать народный напиток. Причиной будто бы стал следующий случай. У царицы затонул корабль, и инженеры не смогли его поднять. Тогда были приглашены представители разных народов, которые обращались к своим богам с просьбой помочь, и только молитва вотских жрецов помогла. Они плеснули в огонь кумышку, и когда пар поднялся вверх, корабль поднялся из воды. За первую половину XIX века вышло 18 указов, посвященных кумышке.
Император Александр I даровал удмуртам право выкуривать кумышку "только для домашнего обихода, чтоб количество оной не превосходило домашних нужд".
Судьба кумышки тесно увязана с искоренением остатков язычества, а также с большей или меньшей веротерпимостью отдельных царей и председателей Синода. Петр I, например, обложил удмуртов особым налогом в размере 550 рублей, который собирали всем миром.
В советские времена кумышку тоже запрещали. И потому варили ее ночью, закрыв окна, или за деревней в логу возле родников или речушек.
"Я не думаю, что удмурты раньше пили много, - считают и Л.Христолюбова, и доктор исторических наук Маргарита Гришкина. - Это веяние нового времени. Разговоры о поголовном пьянстве возникали каждый раз, когда надо было обосновать запрет на изготовление кумышки". "На похоронах вообще не пили, - сообщила корреспонденту "НГ" историк Людмила Христолюбова. - Я помню, как на праздниках старики наставляли молодых - пить в меру, не перепивать. Есть у удмуртов гостевая песня, в которой говорится от том, что "мы приехали в гости, чтоб подружиться, погулять, попеть песни, чтоб наша жизнь стала красивее. Главным было общение".
История удмуртской кумышки продолжается. Она пережила еще один век и вошла в XXI под веселые застольные крики: "Ю, кума, ю!" ("Пей, кума, пей!").
Ижевск