Даже серийные образцы продукции дятьковских стеклодувов впечатляют своей красотой.
Фото автора
Музею дятьковского хрусталя исполнилось 150 лет. Его история началась на Дятьковском хрустальном заводе, старейшем центре стеклоделия России. Первоначально там была оборудована образцовая комната для обучения, в которой хранились изделия из хрусталя и цветного стекла. Причем там были не только образцы серийной продукции завода, но и уникальные произведения талантливых самобытных мастеров и художников-профессионалов. В 70-х годах прошлого века музей приобрел самостоятельный статус.
Изделиями стекольных дел мастеров XIX века пользовались и в крестьянских избах, и в царских дворцах. Прессованные стаканы, блюдца, солонки, тарелочки, лампадки десятками тысяч распространялись на ярмарках. По заказам состоятельных покупателей исполнялись дорогие многопредметные сервизы ручной работы, роскошные вазы и настольные украшения. Заказчиком дятьковских изделий из хрусталя была и Православная Церковь.
В одном из храмов все убранство было выполнено из цветного стекла и хрусталя. После Октябрьской революции этот памятник был разрушен. "В живых" остался только хрустальный подсвечник в человеческий рост величиной и небольшая пластина от алтаря. Они-то и стали отправной точкой для современных дятьковских мастеров, которые два года трудились над возрождением уникального храма: рисовали эскизы на компьютере, отливали необходимые детали, было которых ни много ни мало сто тысяч. На создание иконостаса ушло 15 тонн хрусталя, а за каждым его кусочком мастера поместили маленькие зеркала - чтобы играл и переливался всеми цветами радуги. Хрустальный иконостас, единственный в своем роде не только в России, но и в мире, украсил храм Неопалимой Купины в Дятькове, который епископ Брянский и Севский благословил нынешним летом. Теперь хрустальная стена высотой 10 м радует глаз прихожан. А хрусталь, как считается, еще и очищает человеческую душу.
Дятьковские мастера выполняют еще один важный заказ - восстановление трех крестов (главного и двух боковых) на главном иконостасе петербургского храма Спаса на Крови. Все хрустальные элементы изготавливают вручную и полируют алмазной гранью, после чего особым способом оправляют в металлическую основу.
А предметом особой гордости дятьковского музея и завода является созданный полвека назад сервиз "Банкетный", которым по сей день сервируют самые высокие государственные приемы в Кремле.
Брянск