В Чечне привыкли демонстрировать 'активность масс' на выборах перед журналистами.
Фото Reuters
Избиратели Чечни продемонстрировали небывалую для России явку в день выборов депутатов Госдумы. Более 70% жителей республики, имеющих право голоса, пришли в минувшее воскресенье на избирательные участки. И, "как положено", отдали свои голоса "Единой России" (65%) и баллотировавшемуся по чеченскому одномандатному округу сенатору Ахмару Завгаеву.
Причем в полночь с воскресенья на понедельник председатель ЦИК РФ Александр Вешняков заявил, что Завгаев стал депутатом, набрав... 100% голосов. Подобное "избирательное чудо" г-н Вешняков объяснил тем, что в Чечне не работает система ГАС "Выборы", поэтому все сведения передаются по телефону. В итоге ровно через два часа показатели победителя резко снизились, упав до "вменяемых" 65%. Правда, вызывает удивление вообще тот факт, что данные по выборам в Чечне так быстро собрали. Телефонная связь в республике работает разве что в Грозном и двух-трех крупных городах. Кто и как успел до полуночи собрать данные с участков, расположенных в отдаленных горных районах, совершенно непонятно.
Немало странностей и в генеральской арифметике итогов участия в выборах в Чечне военнослужащих. По словам начальника направления Минобороны РФ по связям с Федеральным собранием генерал-майора Владимира Власова, за будущих депутатов здесь проголосовал практически каждый военнослужащий группировки войск, дислоцированной в республике. На участки пришли 99% (!) военнослужащих, то есть почти все 75 тысяч людей в погонах, которые, по данным командующего СКВО Владимира Болдырева, находятся ныне в Чечне.
Однако верится в это с трудом. В списки избирателей, по данным республиканского избиркома, были внесены всего 30 тысяч военных. Остальные должны были голосовать по открепительным талонам. Но большинство военнослужащих эти самые талоны не получали. В первую очередь по той простой причине, что находятся в республике не одну неделю, а открепительные талоны по месту постоянного жительства желающим проголосовать вне "малой родины" стали выдавать лишь незадолго до даты голосования.
Председатель чеченского избиркома Абдул-Керим Арсаханов в беседе с корреспондентом "НГ" категорически опроверг тот факт, что передавал в Москву сведения о стопроцентной поддержке Ахмара Завгаева. "Это такая же утка, - заявил Арсаханов, - как и прошедшая в СМИ информация о том, что меня убили. Довели до инфаркта мою сестру. Я не мог такого передать, да и сейчас, во вторник, мы получили сведения не со всех участков. Обработано только 82 процента бюллетеней".
По мнению же бывшего главы Ачхой-Мартановского района Шамиля Бураева, естественно, хорошо знающего ситуацию в республике, "на выборы не пришло и 5 процентов населения". "Главам районов сверху было спущено указание обеспечить нужный процент. А избирательные комиссии, кстати, тоже формируют главы районов. Неудивительно, что победил Завгаев. Люди же к этим выборам отнеслись совершенно равнодушно, зная, что их мнение ничего не значит".
Эту точку зрения подтвердил "НГ" и сотрудник Ингушского отделения правозащитного центра "Мемориал" Усам Байсаев: "Мы не присутствовали в качестве наблюдателей на этих выборах, так как не желаем участвовать в этом фарсе. Но наши сотрудники находятся в Чечне, и они в один голос утверждают, что явка была гораздо ниже, чем на президентских выборах. Грозный вообще был в этот день пуст. Что касается лагерей беженцев, находящихся в Ингушетии, мы там в воскресенье были. Избиратели из трех крупнейших лагерей - "Сацита", "Барт" и "Спутник" - должны были голосовать в станице Ассиновская. Из "Барта", где проживает почти тысяча чеченских беженцев, на выборы поехали только 17 человек. Из "Сациты", благодаря в основном усилиям коменданта, автобус совершил два рейса, на которых на выборы уехали только 70 человек. А ведь в этом лагере проживают 900 семей, то есть как минимум полторы тысячи избирателей".
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в палаточных лагерях в Ингушетии проживают более 10 тысяч человек. Даже учитывая многодетность чеченских семей, получается, что свое право выбора 7 декабря реализовали не более 3-5% беженцев. Конечно, не исключено, что в самой Чечне явка была больше, но в цифры, приведенные избиркомом республики, все равно верится с трудом.