Разбитая лесная дорога в Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь начинается от старинного вепсского села Шокша, в котором родился в XVI веке сам святой преподобный Иона. А село это издавна считается центром камнеразработок. В округе добывается знаменитый малиновый кварцит, по уникальности месторождения так и называемый шокшинским. Крошка и пыль, осыпавшиеся с перевозивших камень грузовиков, прочно вбились в грунтовку и теперь придают ей красноватый оттенок, делая кровавыми дождевые лужи на подъездах к карьерам.
Там, где жило племя весь
Столь мрачные краски еще больше усиливают тревогу за будущее этого обедневшего края, где живут потомки летописного племени весь, которые составляют малую коренную народность вепсов. Ни традиционная камнедобыча, ни сельское хозяйство на относительно плодородных для севера угодьях, ни лесозаготовки, охота и рыболовство не приносят им сносных доходов. Новые пришлые хозяева стараются не брать на работу спивающихся местных мужиков, предпочитая более надежных вахтовых работников. Эти беды во многом связаны, полагают здесь, с забвением народных традиций и запустением бывших духовных центров - древнего монастыря на Яшезере и каменных православных храмов, украшавших прежде чуть ли не каждую деревню вдоль юго-восточного побережья Онежского озера.
В вепсской столице, крупном селе Шелтозеро, церковь в советский период передали под дом культуры, а располагавшееся вокруг нее старое кладбище заасфальтировали. В Шокше храм Николая Чудотворца занят сейчас под камнераспилочный цех приезжими южанами-иноверцами. В соседнем Вехручье сквозь купол давно освобожденного из-под склада удобрений благолепного собора пробиваются кроны деревьев. "Здание неплохо сохранилось, но никто не думает его восстанавливать, - пожаловалась корреспонденту "НГ" директор Шелтозерского музея Наталья Анхимова. - В Вепсской национальной волости зарегистрировано больше сотни предприятий, связанных только с переработкой камня. В основном ими руководят не местные люди, но могли бы они порадеть за наши традиции".
...На излете грунтовки от Шокши до Яшезеро наблюдаются те же контрасты. В полуразрушенной деревеньке остался лишь один крепкий дом, в котором обитает чета престарелых супругов. Бывший лесник Анатолий Петрович и его жена Мария Трофимовна застряли здесь после гайдаровских реформ, обесценивших их 40-тысячные накопления. А по соседству обосновалось частное охотничье хозяйство - с удобными гостевыми коттеджами и харчевней, с собачьим питомником, с хорошей банькой и надежным причалом.
Живут эти два мира рядом, да порознь, даже мало общаясь друг с другом, как одинокие таежные отшельники. На базу, конечно, приезжают гости. Стариков изредка навещают дочь с зятем да представители избирательных комиссий. Похоже, только перед очередными выборами о них и вспоминают власти. Мол, живы еще двое избирателей в заброшенной деревеньке Яшезеро, близ которой культработники недавно "вдруг обнаружили" один из древнейших в Карелии монастырей...
По грамоте митрополита Александра
В очередной раз навестив Ионо-Яшезерскую пустынь, я застал там четвертую смену молодежного лагеря, организованного усилиями настоятеля Шелтозарского прихода иеромонаха Досифея (Ларионова) и студенческого профкома Петрозаводского университета. Благо, дорога до Яшезера недальняя - всего-то километров 70 к югу от Петрозаводска. Самый ближний к столице Карелии монастырь, между прочим, относимый к историческим памятникам федерального значения и по архитектурным достоинствам следующий в этом ряду за Валаамом и Кижами.
В прошлом году исполнилось 440 лет с тех пор, как во времена царствования Ивана Грозного митрополит Александр дал грамоту причисленному потом к лику святых ученику Александра Свирского Ионе на основание на Царевом лесу между Яшезером и Сенным озером новой пустыни. Впрочем, еще до того вепс-подвижник одиноко жил там в посте и молитве несколько лет на месте древнего языческого капища.
Стали тогда подселяться к монаху-пустынножителю другие люди, искавшие спасения душ своих в православной вере. Так и разрослась пустынь в монастырскую обитель. Позже ее насельники отгородились от мира каменной стеной из малинового шокшинского кварцита, украшенной по углам четырьмя башенками и парой Святых ворот. Две церкви отстроили. Деревянный Благовещенский храм, срубленный еще в 1675 году, сгорел в 80-е годы ХХ века. А каменный Преображенский, поставленный братией над гробницей святого Ионы в 1853-м, до сих пор стоит, но буквально на глазах рушится без ухода и пригляда.
Кстати, храм этот построен на пожертвования купца первой гильдии Марка Пименова, почетного гражданина Петрозаводска. По архивным данным, Пименов за свою жизнь передал Православной Церкви не менее 300 тыс. руб. серебром.
Волонтеры есть, с меценатами - проблема
Щедро одаривали некогда процветавший Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь и многочисленные богомольцы-паломники, еще век назад три раза в неделю отправлявшиеся сюда на пароходах из Санкт-Петербурга. А в годы становления пустыни первыми ее жертвователями были царственные особы и высокие духовные лица. В пользу братии поступали крупные земельные и прочие вклады от царей Федора Ивановича, Василия и инокини Марфы Шуйских, игуменов Соловецкого монастыря Иакова и Иринарха.
Увы, оскудела нынче земля наша на столь щедрых дарителей. С большими трудами довелось отцу Досифею снаряжать невеликий студенческий лагерь на Яшезере. Университет обеспечил ребят палатками, разные фирмы помогли продуктами - макаронами да крупами┘ Впрочем, на первых порах хорошо уже то, что прошлогодние публикации в местной и российской прессе вызвали интерес к гибнущему монастырю. В Шелтозерский приход стали звонить и писать люди с предложениями о помощи. Почти четыре десятка студентов ПетрГУ откликнулись на призыв поработать на Яшезере летом. А вслед за ними пришли поднимать обитель петрозаводчанин Андрей Сивас и москвич Алексей, которые, возможно, станут ее постоянными трудниками.
Леша, программист-компьютерщик, намерен остаться здесь насовсем: благоустроенные подмосковные монастыри его не устраивают относительно налаженным уютным бытом. А ему бы хотелось самому все с нуля начинать. Вот он и забрел в глухую вепсскую глубинку с рюкзачком, палаткой и резиновой лодкой.
Нынче волонтеры убирали мусор и битый кирпич из Преображенской церкви. Не меньше двадцати тонн выносили на руках на монастырскую дорогу.
Кладка старых стен там заметно крошится, во многих местах требует полной замены. Для проведения масштабных реставрационных работ впредь понадобятся качественные материалы и главное - серьезные специалисты.
* * *
Пока же оставшийся возле монастыря Андрей, уже прозванный веселой студенческой братией "вторым Первозванным", ищет в окрестностях забытую с годами пещерку, в которой затворник Иона, зная о сроке своей кончины, провел последние годы жизни. Он также надеется найти безвестные могилы семи последних монахов обители, расстрелянных у ее стен в 1918 году, на исходе красной дороги от Шокши...
Петрозаводск