Защита окружающей среды и сохранение безопасности здоровья населения становятся важными элементами общественной жизни страны. Однако без разрешения вопросов, связанных с ликвидацией оружия массового поражения, данное направление нельзя считать реализованным. А проблем здесь хватает. В Центральной России на территории 6 субъектов Федерации (Брянской, Кировской, Пензенской, Курганской, Саратовской областей и Удмуртии) сконцентрировано около 40 тонн химического оружия. Это самые большие запасы в мире, и, несмотря на принятые обязательства, наша страна отстает от объявленных сроков их уничтожения. И одновременно выделяемые на это средства порой идут не по назначению, а в целом Федеральная целевая программа (ФЦП) по уничтожению химического оружия была в 2002 году профинансирована лишь на 81%. Гораздо меньшие объемы финансирования определены в ней на этот год. О таком неутешительном положении вещей говорили на завершившемся в минувшую пятницу в Москве третьем Всероссийском съезде по охране природы, который был организован Министерством природных ресурсов.
Кстати, именно с подачи Минприроды Счетная палата (СП) изучала проблемы, связанные с ликвидацией химического оружия (ХО), и нашла серьезные недостатки в этом вопросе. На съезде специалисты министерства отмечали, что Российским агентством по боеприпасам, которое ответственно за уничтожение ХО, не принимались меры по привлечению внебюджетных источников финансирования для выполнения ФЦП. А проверка на объекте по уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области (здесь сосредоточено 13% всех запасов ХО России, то есть 5 462 т зарина, зомана и других отравляющих веществ нервно-паралитического действия) обнаружила нецелевое использование средств. В результате по данному факту прокуратурой области возбуждено уголовное дело.
Специалисты Минприроды, экологи, аудиторы СП обвинили в нецелевом использовании средств генподрядчика по строительству объекта по уничтожению ХО в Щучьем - ОАО "Магнитострой". По некоторым данным, речь идет о 46,5 млн. руб. "Магнитострой" обвинили в том, что деньги направлялись не на строительство объектов, утвержденных специальным титулом, а на другие объекты, в частности на строительство диагностического центра. Специалисты Минприроды намерены поднять вопрос об ускорении строительства в Курганской области завода по утилизации ХО, сроки хранения которого давно прошли.
И это далеко не первые шаги по решению проблем ХО со стороны государства. В марте 2003 года Минприроды уже приостанавливало уничтожение химоружия на полигоне поселка Горный Саратовской области. Поводом послужило то, что комиссией министерства на полигоне был установлен ряд нарушений природоохранного законодательства. В частности, было обнаружено "отсутствие лицензии на деятельность по обращению с отходами, нарушение условий контроля за нормативами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, несоответствие требованиям специальных норм объектов размещения жидких отходов, образующихся при уничтожении иприта и т.д.". После устранения недостатков была возобновлена ликвидация иприта, самого опасного отравляющего вещества (ежедневно уничтожается около 700 кг иприта).
Следует сказать, что природоохранные и экологические программы, проводимые Минприроды, напрямую связаны с финансовым положением регионов, где они выполняются. Скажем, 6 субъектов Федерации, где хранится ХО, получат в 2003 году 8,6 млрд. руб. Это солидная прибавка к местным бюджетам, поскольку на предприятиях работает местное население и задействованы, как правило, региональные структуры и местные промышленные организации. А в общем на реализацию ФЦП по ликвидации ХО планируется истратить более 92 млрд. руб. Это, к примеру, по величине составляет почти четвертую часть военного бюджета страны на этот год.
Между тем реализация программ по уничтожению ХО - только одно из направлений, которые осуществляет Минприроды. Опираясь на федеральную целевую программу "Охрана окружающей среды в Российской Федерации" и Закон РФ "Об охране окружающей среды", оно осуществляет контроль и решает практически все экологические проблемы, возникающие на территории России. Кроме того, без специалистов Минприроды не обходится ни одно мероприятие, связанное с открытием новых разработок энергоресурсов, лесных массивов, приисков, промыслов и т.п. Землетрясения, наводнения и другие природные бедствия представляют собой зачастую угрозу национальной безопасности. Министерство принимает активное участие в недопущении катастрофических последствий подобных явлений. Вообще же это министерство в связи с ориентированностью экономики на природные ресурсы так или иначе контролирует и обеспечивает до 80% всех поступлений в бюджет страны.