На днях в Нижнем Новгороде в рамках круглого стола, посвященного проблемам защиты прав военнослужащих, заместители министра обороны РФ Игорь Пузанов и Любовь Куделина заявили о необходимости "опубликования Министерством обороны РФ списков погибших в Чечне военнослужащих".
Между тем сам министр обороны Сергей Иванов и главком внутренних войск Вячеслав Тихомиров летом этого дали лишь "усеченные" данные по потерям войск в ЧР. По информации главы военного ведомства, за семь прошедших месяцев этого года в Чечне погибли 148 военнослужащих. А Вячеслав Тихомиров озвучил статистику потерь за восемь месяцев этого года: за этот период внутренние войска МВД России потеряли в Чечне убитыми 65 военнослужащих, 194 получили ранения.
В данных о погибших, которые приводят военные руководители, нет информации по потерям среди милиционеров, пограничников, представителей ФСБ, МЧС и т.д. Последний раз цифра по потерям в Чечне с учетом этих ведомств называлась почти год назад. В декабре 2002 г. Сергей Иванов сообщил, что с 1 октября 1999 по 23 декабря 2002 г. людские потери силовых структур в воюющей республике составили 4572 человека погибшими, 15 549 - ранеными. При этом потери Минобороны РФ составили 2750 человек погибшими и 6569 ранеными. Что касается потерь внутренних войск, то за период с августа 1999 по август 2003 г. они составили 1055 человек убитыми.
Здесь неизбежно возникают вопросы. Во-первых, почему общая статистика по потерям федеральных сил дана только с 1 октября 1999 г.? Во-вторых, почему не озвучивается статистика по пропавшим без вести военнослужащим? Наконец, в-третьих, почему Минобороны РФ только теперь согласилось на пофамильную публикацию списка погибших в Чечне?
Всю статистику по погибшим, раненым и без вести пропавшим военнослужащим и сотрудникам МВД ведет Тыл Северо-Кавказского военного округа, который в 2000-2003 гг. создал на территории Чечни единую систему тылового и медицинского обеспечения войск, в том числе и информационного. Данные по погибшим и раненым ежедневно к 9.00 поступают на Центральный командный пункт Генштаба, и соответствующие аналитические структуры их постоянно учитывают. Параллельно с этим другие силовые ведомства через соответствующих представителей в группировке в Чечне и СКВО их сверяют. И данные эти есть в ФСБ, МВД, МЧС и т.п. Эти данные регулярно ложатся на столы руководителей президентской администрации и предоставляются Владимиру Путину.
Создается впечатление, что пофамильную информацию по потерям просто не хотят давать. Очевидно, по политическим соображениям. Как известно, военная фаза боевых действий в Чечне закончилась в 2001 г. А раз закончилась такая фаза, значит, наступила мирная жизнь, потерь нет или они незначительные. И российское, и мировое общественное мнение, мол, должно быть на этот счет спокойно. Другое дело, что абсурдность такого тезиса подтверждают оперативные данные о подрывах, боестолкновениях и потерях, которые каждодневно поступают из Чечни на ленты информагентств.
При этом даже общие цифры потерь дают пищу для размышлений. Скажем, сейчас мы можем посмотреть, какова была структура гибели военнослужащих в первую и вторую чеченские кампании. Эти данные можно сравнить с аналитической информацией по действиям советских войск в Афганистане, американцев в Ираке и т.п. (см. таблицу).
Несложный анализ показывает, что потери продолжаются, несмотря на то что интенсивность гибели военнослужащих в 2003 г. в Чечне пошла на убыль. При этом в Чечне остается достаточно большая группировка войск. Как заявил на днях командующий СКВО Владимир Болдырев, ее численность составляет около 75 тыс. военнослужащих. Хотя, по неофициальным источникам, численность боевиков в республике составляет менее тысячи человек.
Из таблицы видно, что самой кровопролитной в новейшей истории войн и локальных конфликтов была первая чеченская кампания. Так, согласно официальной статистике, потери личного состава всех силовых ведомств в чеченской кампании 1994-1996 гг. составили 3927 военнослужащих, раненых было 17 892 человека. То есть в месяц в среднем тогда погибли 178 солдат и офицеров, а ранения получали 813 военнослужащих. Между тем это не помешало прежнему руководству страны в декабре 1996 г. опубликовать пофамильные списки всех погибших в 1994-1996 гг. военнослужащих (Минобороны, ФСБ, ФПС и т.п.). Данным фактом были сняты, во-первых, все спекуляции на эту тему. Во-вторых, граждане России узнали правду об истинной численности погибших.
Похоже, сейчас в военном ведомстве предлагают вернуться к практике 1996 г. Вопрос в том, даст ли на это санкцию высшее руководство страны.
Сравнительный анализ помесячных потерь в Чечне и других военных конфликтах (на основе официальной информации)
Афганистан (1979–1989 гг.), ВС СССР | 1-я чеч. кампания (1994–1996 гг.), ВС РФ | 2-я чеч. кампания (1999 г.– по н.в.), ВС РФ | 2003 г. Чечня, ВС РФ | 2003 г. Ирак, США | |
Численность войск (в среднем) | 120-150 тыс. | 60 тыс. | 90 тыс. | 75 тыс. | 150 тыс. |
Потери в месяц* | 139/354 | 178/813 | 117/399 | 25/? | 51/256 |
* Примечание: в числителе даны данные по погибшим, в знаменателе по раненым.