В последнее время на пермском ипподроме все чаще можно встретить самых влиятельных людей региона: мэра областного центра, руководителей крупнейших предприятий, лидеров местных организаций ведущих политических партий, депутатов разных уровней. VIP-персон объединяет любовь к лошадям. На ипподроме появляются все новые и новые элитные конюшни, а фамилии владельцев скакунов словно бы перекочевали на таблички возле стойл из рейтингов влияния местных политиков и бизнесменов, которые регулярно публикуются пермскими газетами.
Еще несколько лет назад на пермском ипподроме царило полное запустение: разрушенные трибуны и конюшни, беговое поле, поросшее сорняками. Тогдашние политические лидеры региона отдавали предпочтение теннису - любимой игре Бориса Ельцина. Конным спортом на Западном Урале занимались лишь преданные фанаты лошадей.
Ситуация изменилась три года назад, когда мэром Перми был избран начальник городской милиции Аркадий Каменев. Страсть Аркадия Леонидовича к лошадям была давно и хорошо известна. Еще до своей победы на выборах он стал владельцем великолепного орловского рысака по кличке Неаполь (ориентировочная стоимость рысаков такого класса, по оценкам специалистов, составляет от 15 до 20 тыс. долл.). Кстати, сидя верхом на Неаполе, пермский мэр поздравлял горожан с новым, 2002 годом (который по восточному гороскопу был годом Лошади).
Став мэром, Аркадий Каменев взялся за возрождение пермского ипподрома и начал активно пропагандировать среди местной элиты увлечение племенным и спортивным коневодством. Сегодня, согласно исследованиям Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, Пермская область наряду с Московской и Воронежской областями и Алтайским краем входит в число четырех российских регионов, в которых сосредоточена лучшая часть племенного ядра орловской породы.
Конный спорт можно считать одним из самых динамично развивающихся на Западном Урале, а пермский ипподром, по оценке экспертов, является одним из лучших в России. Конкурировать с ним могут только московский, самарский и казанский ипподромы. На крупные соревнования в Пермь регулярно съезжаются коневладельцы из многих регионов.
Фаворитом абсолютного большинства состязаний, проходящих в Перми, остается любимец пермского мэра рысак Неаполь. Несколько раз он весьма успешно выступал и в Москве на всероссийских соревнованиях по конному спорту. Ни один другой конь, принадлежащий видным пермякам, пока не смог повторить успех Неаполя. Недавно своя лошадь появилась и у супруги пермского градоначальника Тамары Каменевой. На пару с Неаполем они практически не оставляют соперникам шансов и устанавливают рекорд за рекордом.
А коневладельцев среди представителей деловой и политической элиты Западного Урала становится все больше. Причем многие из них оказываются в этой роли неожиданно для самих себя. Например, председателю комитета по бюджету Законодательного собрания Пермской области Игорю Шубину два года назад на день рождения друзья подарили жеребца по кличке Браслет. Сегодня он уже начал принимать участие в бегах.
Большим любителем лошадей слывет и заместитель Игоря Шубина в бюджетном комитете, один из лидеров региональной организации "Союза правых сил" Илья Неустроев. Пермский ипподром территориально входит в состав его избирательного округа, и раньше по выходным Илья Григорьевич любил организовывать для своих избирателей конно-спортивные праздники.
Когда в прессе были опубликованы сведения об имуществе и доходах кандидатов в депутаты Госдумы по уральскому региональному партсписку СПС, выяснилось, что в собственности Ильи Неустроева нет абсолютно никакого имущества, за исключением лошади с ласковой кличкой Маковка. Если Илью Григорьевича изберут депутатом и он уедет в Москву, Маковки ему будет очень не хватать. Хоть с собой в столицу лошадку забирай┘
Глядя на своих коллег из областного парламента, решил обзавестись собственной лошадью и заместитель председателя Пермской городской Думы Игорь Сапко. Его конь по кличке Часок уже показал довольно хорошие результаты. На последних соревнованиях он дважды становился победителем. Другим открытием недавних бегов стала лошадь Карма, принадлежащая администрации Свердловского района Перми. Среди любителей этого спорта замечены также представитель губернатора в Совете Федерации Олег Чиркунов, регулярный участник выборов всех уровней, директор муниципального фонда развития систем водоснабжения Перми Сергей Левитан, член федерального политсовета "Единой России", депутат Государственной Думы от Пермской области Павел Анохин, генеральный директор нефтяной компании Юрий Подтуркин.
А вот самый главный пермский политик - губернатор Юрий Трутнев - в особой любви к лошадям и посещении ипподрома не замечен, хотя у Юрия Петровича тоже есть собственная лошадь по кличке Харизма. Но в бегах она не участвует и большую часть времени проводит в стойле на Оханском конезаводе - неподалеку от губернаторской дачи. Губернатор же предпочитает буцефалу железного коня: страсть пермского губернатора к автогонкам хорошо известна.
Надо сказать, что для большинства пермяков (даже имеющих довольно высокий стабильный доход) иметь собственную лошадку пока не по карману. Цена животного с хорошей родословной сопоставима со стоимостью хорошего автомобиля (от 8 до 40 тыс. долл.), а за особо ценные экземпляры можно заплатить и до 60 тыс. долл. При этом содержание любимца будет обходиться владельцу куда дороже, чем содержание машины. По самым скромным подсчетам, ежемесячно на прокорм одной породистой лошадки требуется минимум 200 долл.: в день животное потребляет 5-6 кг овса, 2 кг отрубей, до 10 кг сена. Примерно столько же стоят услуги конюха. Итого в среднем 400 долл. на 30 дней.
Больших затрат требует и приобретение необходимого снаряжения. Хорошее импортное седло стоит 1,5-2 тыс. долл. Хотя при желании можно найти седло и за 11 тыс. руб. белорусского производства. Качественная уздечка обойдется в 150-200 долл., за костюм для верховой езды придется выложить до 500 долл. Не стоит забывать и о расходах на оплату ветеринарных услуг и проведения вакцинации, которые могут достигнуть тысячи долларов в год.
Разумеется, все эти затраты могут окупиться. Если конь продемонстрирует выдающиеся результаты и станет выигрывать один за другим все турниры, его рыночная цена резко возрастет. Соответственно за хорошие деньги можно будет продать и его потомство. Например, пермский мэр Аркадий Каменев явно не прогадал, приобретя когда-то своего Неаполя. Сегодня цена этого рысака на порядок выше той, по которой он был куплен несколько лет назад.
Однако для абсолютного большинства представителей деловой и политической элиты Западного Урала лошади - это пока не бизнес, а развлечение. Перерастет ли это увлечение во что-то более серьезное, поставленное на коммерческие рельсы? Думается, что нынешняя мода на лошадей рано или поздно пройдет, но некий толчок к развитию коневодства в регионе она, несомненно, даст.
Пермь